Общественно-политические движения второй половины ХIХ в

Общественно-политическая жизнь пореформенной России отмечена важным процессом - сменой поколений оппозиционеров – от либералов до крайних радикалов. Незавершенность реформ со стороны власти вызывала общее недовольство в либеральном лагере, а противоречивость российской пореформенной действительности, пагубные последствия сохранения самодержавия стимулировали развитие революционного движения в России.

В 60-80-е гг. ХIХ в. ведущие позиции в общественном и революционном движении занимало народничество. Основные положения народнической доктрины были сформулированы А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским. Согласно их взглядам Россия могла перейти к социализму используя сложившейся в крестьянской среде механизм общины, как ячейки будущего социально справедливого строя. Дальнейшее развитие это учение получило в работах М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, Н.П. Ткачева.

Идеология народничества оказала непосредственное влияние на практику движения. В 1874 г. осуществляется т.н. «хождение в народ» для пропаганды социалистических идей. В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и воля», которая затем распадается на две организации, исповедовавшие, соответственно, пропагандистскую («хождение в народ») и террористическую («Народная воля»») тактику. После убийства Александра II народнические организации были практически разгромлены. Народническая идеология позднее легла в основу партийно-политической практики партии социалистов-революционеров (эсеров).

Во второй половине ХIХ в. в России получают дальнейшее развитие идеи либерализма, которые утверждаются в ряде земств. Основную цель русские либералы (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, И.И. Петрункевич, Д.Н. Шипов, С.А. Муромцев) видели в установлении конституционного правления на путях мирной трансформации общественно-политической системы страны.

Одним из факторов общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е гг. предпринимаются первые попытки создать рабочие организации. Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму – наиболее радикальной западной идеологии. Создание в 1883 г. группы «Освобождение труда» ознаменовало поворот части русской интеллигенции к социал-демократическим учениям. В дальнейшем «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895) во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) выдвинул идею непримиримой классовой борьбы, социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. Как видно, в русском обществе конца ХIХ в. происходит радикализация взглядов, настроений. Защитников буржуазного строя и связанного с ним процесса модернизации в России было очень мало. И это неудивительно: буржуазия, которая в Западной Европе играла роль ведущей силы общественных преобразований, в России не была даже минимально организована. До 1905 г. она не имела своих политических партий, а ее неоднородность вела к тому, что ее видение путей реформирования страны выражали различные политические силы, от консервативных (октябристы) до либералов центристского толка (кадетов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: