Взаимодействие ответного зуба в точке K контакта передает комплекс усилий (Рис. IX. 8).
Рис. IX. 8
Радиальное R и крутящее Т усилия дают полное усилие F, действующее от одного зуба на другой:
.
Для прямозубых колес наиболее опасно действие крутящего усилия Т при плече h, т.е. изгибающего момента Мх, ведущего к возникновению нормального напряжения σ:
,
где Wx – осевой момент сопротивления сечения зуба.
Теоретически принято:
,
значит:
. (IX. 2)
Выражение (IX. 2) показывает, что при увеличении модуля зацепления (или увеличении толщины S зуба) уменьшается напряжение.
Расчет зуба на изгиб является основным элементом расчета на прочность зубчатых зацеплений открытого типа. В случае закрытых передач опасным является не напряжение изгиба, а напряжение контактного типа, возникающее в зоне контакта профилей зубьев. Поэтому расчет на прочность колес закрытых передач производится через определенную величину межосного расстояния аω, рассчитываемого по полуэмпирической формуле:
,
где u – передаточное отношение, равное:
,
[ σк ] – допускаемое контактное напряжение для пары колес;
ψав – коэффициент пропорциональности, изменяющийся в пределах 0,1…0,2;
Кн – коэффициент динамического режима работы пары колес.