Основные признаки и принципы педагогических технологий

Оригинальное проявление дидактической мысли XX века, выстроенное на различных концептуальных основаниях, привело к появлению педагогических технологий.

«Несмотря на многообразие подходов, большинство исследователей в качестве характеристик педагогических технологий называют: системность, целостность, концептуальность, научность, интегративность, оптимальность затрат, управляемость, диагностичность, воспроизводимость, гарантированность результатов».

Принципиальные основания современных педагогических технологий очень подробно и интересно описаны в книге А.К. Колеченко «Энциклопедия педагогических технологий», они таковы: принцип воспитывающего обучения, принцип развивающего обучения, принцип создания успеха в обучении, развитии, воспитании, принцип стопроцентной обратной связи, принцип регулярного повторения, принцип оптимального психического напряжения, принцип максимального участия учеников в учебном процессе, принцип ориентации на зону ближайшего развития, принцип объединения педагогов и учащихся едиными целями.

Основой принципа воспитывающего обучения являются личностные характеристики, которые влияют на мыслительный и эмоциональный процесс учащихся.

При конструировании учебного процесса в рамках педагогических технологий важно учитывать не только воспитательные моменты, но и принцип развивающего обучения. У учащихся должно происходить развитие в интеллектуальной, эмоциональной, волевой и мотивационной сферах.

Принцип создания успеха в обучении, развитии, воспитании стимулирует ребенка к достижению все больших и лучших результатов. У. Глассер отмечает: «…человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Первого, по-настоящему реального успеха достаточно, чтобы все эти неблагоприятные факторы, о которых резонно говорят социологи, могли быть нейтрализованы. …Точка зрения, согласно которой ребенку нельзя помочь, не изучив его прошлого, ошибочна. Перечеркнув прошлые неудачи ребенка, мы поощряем его тем самым испытать свои силы в настоящем – прошлое уже не имеет столь важного значения».

Важнейшей задачей принципа стопроцентной обратной связи является предоставление возможности всем ученикам на каждом уроке сообщать о своем успехе, то есть на каждом уроке каждый ученик должен быть проверен по узловым знаниям учебного материала.

Принцип стопроцентной обратной связи стимулирует ученика готовиться к каждому уроку. Его эффективно реализовывали педагоги-новаторы В.Ф. Шаталов, С.Д. Шевченко и др.

Но работает этот принцип только тогда, когда созданы необходимые условия. Прежде всего, домашнее задание ученикам должно задаваться в том объеме, с которым они могут справиться дома не во вред другим предметам.

Принцип стопроцентной обратной связи легко позволяют реализовать такие виды опросов, как тест с обратной связью, взаимоконтроль, воспроизведение опорных сигналов, магнитофонный опрос и др.

Принцип регулярного повторения предполагает несколько толкований:

1. При первой встрече с материалом его желательно повторить пять-шесть раз: 1) объяснение учителем нового материала; 2) повторение учителем этого материала кратко по опорным сигналам; 3) повторение учеником учебного материала дома по учебнику с использованием опорных сигналов; 4) воспроизведение опорных сигналов учениками на уроке письменно; 5) взаимоконтроль, когда половина класса говорит, а половина слушает; 6) устный ответ у доски, все ученики слушают выступление одного (система В.Ф. Шаталова). При таком количестве повторений каждый ученик будет знать если не весь материал, то основные опорные мысли, что иногда и требуется.

2. Периодически, через два-три урока, необходимо возвращаться к пройденному материалу и его повторять. Проблема нехватки времени решаема: если сконцентрировать внимание на опорных, основных мыслях, то появляется резерв времени.

3. Начало учебного года нужно начинать с повторения пройденного в прошлом году материала. Все, к чему не возвращается память человека, уходит в подсознание, забывается.

Принцип оптимального психического напряжения относится и к ученикам, и к педагогам. Ученик не развивается при недостаточном психическом напряжении. Если же учитель на уроке старается все сделать сам, то это приводит к его психическому перенапряжению. То есть желательно передать ученику как можно больше полномочий. Технологии, использующие систему ученик – учитель, систему взаимоконтроля, взаимного диктанта, работы по цепочке, реализуют принцип оптимального психического напряжения.

Принцип максимального участия учеников в учебном процессе предполагает включение школьников в различные виды деятельности: взаимоопрос, ученик ведет опрос всего класса, консультанты ликвидируют пробелы и т.д.

Самоуправление дает большие возможности для реализации этого принципа. Обучение по принципу «все, что может делать ученик, не должен делать учитель» позволяет развить у ребенка черты лидера.

Принцип ориентации на зону ближайшего развития реализует разумный подход в обучении и воспитании. Если ребенок не может сейчас выполнить упражнение, то необходимо снизить уровень до возможностей ребенка.

Принцип объединения педагогов и учащихся едиными целями по созданию условий становления самоактуализирующейся личности состоит в том, что цели и задачи технологии не должны навязываться ученикам, а должны ими приниматься.

Отечественный опыт имеет много разнообразных технологий, работающих в этом направлении: система А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Д. Шевченко, В.Ф. Шаталова и многих других.

Вывод: главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.

Далее идет специальная переработка содержания и собственно организация учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии. М.: Издательство Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. С.141–142.

2. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. М.: Дрофа, 2003.

3. Колесникова И.А. Педагогическая деятельность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999. 242 с.

4. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. М.: Высшая школа, 2004. 157 с.

5. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебн.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. 176 с.

6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005. 368 с.

7. Глассер У. Школа без неудачников. М.: Прогресс, 1991. 322 с.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие толкования понятия технология обучения существуют в настоящее время?

2. Назовите структурные компоненты образовательной технологии.

3. Чем отличаются современные технологии от традиционных способов обучения и как они соотносятся с ними?

4. Чем интересна история возникновения педагогических образовательных технологий?

5. Каковы основные признаки и принципы педагогических технологий?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: