В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Так, под педагогической технологией Б.Т.Лихачев понимает совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. В свою очередь В.П.Беспалько интерпретирует понятие педагогической технологии - как содержательной техники реализации учебного процесса, И.П.Волков как описание процесса достижения планируемых результатов обучения. В нормативно-правовой регламентации ЮНЕСКО педагогическая технология - это системный метод создания, приме нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
|
|
Проведя терминологический анализ, считаю целесообразным понятие педагогической технологии понимать в содержательном обобщении, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников), включающих в себя формы, методы и приемы обучения.
Так, понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие "педагогическая технология" в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
1 ) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
|
|
2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.)[4].
Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).
В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности. Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих "если" (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители...). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии - в состав методик обучения.
Встречается также применение терминов-ярлыков, не совсем научно корректное, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ обучения, метод Шаталова, система Палтышева, вальдорфская педагогика и др.). К сожалению, избежать терминологических неточностей, затрудняющих понимание, не всегда удается.
Структура педагогической технологии. Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: концептуальная основа; содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные; процессуальная часть - технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; ·методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.
Рассматривая признаки технологии целесообразно уделить особое внимание таким из них как: Критерии технологичности. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности); Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей; Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью; Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов; Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения; Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
|
|
Очевидно, в настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как сущностная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм. Таким образом, процессуальная и содержательная части технологии образования адекватно отражают друг друга. Между ними есть еще один опосредующий компонент - важнейшее дидактическое средство - школьный учебник, играющий важнейшую роль в определении содержания образования, процессуальной части технологии и в реализации их единства. В последние годы в нашей стране создано большое количество вариативных учебников, что в сочетании с разнообразием выбора педагогических технологий теоретически делает возможным дальнейшее повышение качества образования.
|
|
В педагогической теории и образовательной практике из всего многообразия методологических средств категория «подход» используется в целях выделения основания для следующих процессов: осмысления чего-либо, обозначения аспекта рассмотрения, анализа какого-либо педагогического явления или образовательного процесса; определения исходных научных позиций при моделировании и проектировании объекта образовательной практики; овладения и применения свойств какой-либо деятельности, в нашем случае в сфере профессионального высшего образования. В теории и методике высшего профессионального образования подход чаще всего рассматривают как ведущую научную идею, лежащую в основе организации вузовского образовательного процесса, идею, которую исследователь развивает, объясняя возможные способы ее реализации на практике.
Технологический подход в образовании будем понимать в указанных выше значениях как путь проектирования и применения технологий для решения разного рода образовательных задач.
Основными функциями технологического подхода, на котором базируется проектирование и применение технологий в образовательной практике, являются следующие:
- гностическая (познание отличительных свойств и признаков образовательных технологий);
- концептуальная (раскрытие сущности и определение специфики образовательных технологий);
- конструктивная (конструирование и создание новых технологий для образовательной практики);
- прогностическая (различные стратегии, направления, способы и методы применения технологий в образовательной практике).
Стремительное внедрение новых технологий в систему отечественного образования позволило выявить ряд проблем и трудностей, что говорит о сложности применения технологического подхода и возможностях разных путей и способов его реализации в образовательной практике. Технологически можно провести экспертизу и реализовать всю образовательную программу на уровне учебного заведения. В этом случае говорят о технологии организации учебного процесса и самостоятельной образовательной деятельности, технологии проведения консультаций и контрольно-оценочных мероприятий, связанных с подведением итога усвоения этой программы всеми его участниками, технологии оценки качества преподавания в рамках этой программы[5].
На уровне конкретной учебной дисциплины можно говорить о технологии экспертизы и реализации учебной программы, технологии организации сотрудничества и групповой работы, развития критического мышления и самостоятельности учащихся, технологии чтения лекции или проведения урока. На уровне взаимодействия в образовательной среде в пространстве социальных отношений можно говорить о целесообразности того, чтобы все субъекты владели коммуникативными технологиями и технологиями сотрудничества.
Исходя из общего определения технология как система работы педагога с учащимися или студентами, которая разворачивается в определенной логике в условиях образовательной среды, оказывается изоморфна Структуре организуемого процесса (познавательного, учебного, ориентационного, коммуникативного, контрольно-оценочного или в целом образовательного). В этом значении технология может быть выстроена и применена как освоенная последовательность методов, разворачивающая этот процесс во времени от момента выдвижения цели до получения и оценки прогнозируемого результата. М.В. Кларин писал по этому поводу: «Ключом понимания технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация на четко определенные (и диагностируемые) цели»[6]. Для того чтобы субъекты образовательного процесса действовали технологично, им необходимо четко представлять структуру процесса достижения цели и последовательность применения для этого средств.
Многократное повторение цикла или алгоритма действий педагога может осуществляться в рамках «единицы» организуемого им процесса (учебного, процесса контроля или оценки освоения образовательной программы, процесса стимулирования и консультаций, социальной адаптации и пр.) при учете или создании определенных условий. В качестве таких «единиц» могут выступать форма организации образовательного процесса, контрольно-обучающий цикл в рамках образовательной или обучающей системы, система приемов обучения или адаптации к новым условиям образовательной среды, педагогическая ситуация или их система и другие, каждая из которых структурирована в определенной логике решения конкретной группы образовательных задач. При технологическом построении образовательный процесс может приобретать модульный или проблемный, игровой или диалогический характер, а его «единицы», наполняясь разным содержанием, могут иметь общую структуру.
Так как образовательный процесс организуется для достижения определенной цели, связан с содержанием образования и деятельностью его субъектов, а значит, средствами и приемами, отбираемыми для достижения цели, то свойство технологичности распространяется: на все его компоненты (цели, содержание, формы организации образовательного процесса, формы контроля и оценки образовательных результатов); уровни реализации образовательных задач (на уровне всего образовательного учреждения, на уровне отдельной учебной дисциплины, на уровне деятельности конкретного субъекта (педагога или ученика, преподавателя или студента) и на уровне их взаимодействия).
О технологичности (диагностичности) педагогических целей (обучения, развития, воспитания) говорится в работах Б. Блюма, Д. Крат-вола, В. Оконя, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и др. Однако здесь уместно заметить, что четкость и успешность действия таких «алгоритмов» обеспечивается, если цели стандартизированы и представлены в диагностируемом и воспроизводимом виде. На практике же степень стандартизации образовательных целей на уровне учебной дисциплины или государственного образовательного стандарта может быть разной: высокой, но не абсолютной; абсолютно полной. Поскольку сложность образовательных целей не всегда позволяет перевести их на язык воспроизводимых действий, то разработка технологий для образовательной практики представляет собой достаточно сложный и порой противоречивый процесс. Особенно это характерно для творческих педагогов и тех, кто не просто передает информацию, а ориентирует субъектов образовательного процесса на ценностное отношение к знаниям и процессу их получения, систематизацию и творческое их применение, ставит задачи интеллектуально-творческого, профессионально-личностного и духовно-нравственного развития. Реализация компетентностного подхода в современной образовательной практике позволяет сформулировать образовательные цели в форме компетенций, каждая из которых формулируется в виде требования к конкретному виду деятельности независимо от того, кто будет овладевать этими компетенциями. Вопрос о технологическом потенциале содержания образования и возможности его измерения ставили А.Н. Сохор, В. Оконь и др. По их мнению, структура содержания, спроектированная в соответствии с образовательной целью, способна оказывать самостоятельное влияние на субъектов образовательного процесса, сохраняя свойство технологичности независимо от того, кто с этим содержанием работает. В качестве примера технологически организованного содержания образования может рассматриваться линейная или концентрическая структура содержания, модульно-блочная или спиралеобразная, многоуровневая или ступенчатая. Особую актуальность в современной образовательной практике получила технология модульного построения содержания образования, которая описывается на уровне принципов и общей характеристики модульного обучения, требований к построению модульной образовательной и учебной программы или модульного учебника[7].
Таким образом, технологический подход в образовании связан с термином «технология» и активно используется: как логически упорядоченная и воспроизводимая система действий субъекта (субъектов), направленная на достижение образовательной цели, а также ее отражение в форме описания как цикла выполняемых операций в логике реализации цели и ведущего метода или алгоритмического предписания, адекватного структуре этого метода, выполнение которого гарантирует достижение поставленной цели; особый тип знаний о гарантированном и воспроизводимом способе достижения образовательной цели в процессе деятельности субъектов; научно обоснованный проект действий субъектов для достижения образовательной цели с необходимым для этого инструментарием. Технологии, применяемые в образовательной практике, могут быть описаны на разном уровне:
1) концептуальном (система идей и положений, которая лежит в основе построения и применения технологии);
2) проектном (перевод ведущей идеи или принципа в логику и этапы действий, необходимых и достаточных для достижения поставленной цели, определение состава действий и структуры управления ими);
3) процедурном (действия, способы, операции, приемы, используемые субъектами для каждого этапа процесса достижения цели);
4) техническом (инструментально-техническое обеспечение всех процедур каждого этапа и конкретных действий субъектов).
Системный характер описания технологии, рекомендуемой и применяемой в образовательной практике, как правило, включает все четыре уровня, а именно: формулировку идеи эффективного достижения цели субъектами образовательного процесса, принципа организации процесса ее достижения, основной метод и условия, которые требуется учитывать для большего эффекта от применения технологии; конкретный проект действий субъектов; нормативное представление о характере деятельности субъектов; описание цикла (алгоритма, системы) и содержательную иллюстрацию практических действий субъектов на конкретном примере. Глубинный смысл применения современных технологий в образовательной практике состоит в повышении эффективности затрачиваемых сил и ресурсов на достижение целей, оптимальности выбираемых для этого методов и средств. В рамках знаниевой парадигмы педагоги обращаются к технологиям трансляции, а учащиеся и студенты — к технологиям усвоения знаний:
· информационной парадигмы — к новым информационным технологиям и технологиям работы с информацией;
· деятельностной парадигмы — к технологиям организации и самоорганизации учебной, познавательной, игровой, поисковой, совместной деятельности субъектов образовательного процесса (технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии поэтапного усвоения знаний и др.);
· культурологической парадигмы — к трансляции элементов культуры и способов их освоения, к технологиям организации диалога культур и поликультурного образования, технологиям диалогических форм организации учебных занятий и развития критического мышления, технологии разрешения конфликтных ситуаций;
· личностно ориентированной парадигмы — к технологиям контекстного обучения, рефлексивного обучения, создания ситуаций «погружения», выбора образовательного маршрута;
· проектной парадигмы — к технологиям проектирования образовательной программы, проблемной лекции, нового учебника, образовательной среды и т.д.
Контрольные вопросы
1) Дате определение педагогической технологии
2) Назовите виды педагогических технологий
3) Назовите базовые элементы педагогической технологии
4) Выделите признаки педагогической технологии