Лекция технологический подход и специфика его реализации в сфере образования

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Так, под педагогической технологией Б.Т.Лихачев понимает совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. В свою очередь В.П.Беспалько интерпретирует понятие педагогической технологии - как содержательной техники реализации учебного процесса, И.П.Волков как описание процесса достижения планируемых результатов обучения. В нормативно-правовой регламентации ЮНЕСКО педагогическая технология - это системный метод создания, приме нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Проведя терминологический анализ, считаю целесообразным понятие педагогической технологии понимать в содержательном обобщении, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников), включающих в себя формы, методы и приемы обучения.

Так, понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие "педагогическая технология" в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1 ) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.)[4].

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).

В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним понятия педагогическая система. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности. Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих "если" (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители...). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии - в состав методик обучения.

Встречается также применение терминов-ярлыков, не совсем научно корректное, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ обучения, метод Шаталова, система Палтышева, вальдорфская педагогика и др.). К сожалению, избежать терминологических неточностей, затрудняющих понимание, не всегда удается.

Структура педагогической технологии. Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: концептуальная основа; содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные; процессуальная часть - технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; ·методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

Рассматривая признаки технологии целесообразно уделить особое внимание таким из них как: Критерии технологичности. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности); Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей; Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью; Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов; Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения; Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Очевидно, в настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как сущностная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм. Таким образом, процессуальная и содержательная части технологии образования адекватно отражают друг друга. Между ними есть еще один опосредующий компонент - важнейшее дидактическое средство - школьный учебник, играющий важнейшую роль в определении содержания образования, процессуальной части технологии и в реализации их единства. В последние годы в нашей стране создано большое количество вариативных учебников, что в сочетании с разнообразием выбора педагогических технологий теоретически делает возможным дальнейшее повышение качества образования.

В педагогической теории и образовательной практике из всего многообразия методологических средств категория «подход» исполь­зуется в целях выделения основания для следующих процессов: осмысления чего-либо, обозначения аспекта рассмотрения, ана­лиза какого-либо педагогического явления или образовательного процесса; определения исходных научных позиций при моделировании и проектировании объекта образовательной практики; овладения и применения свойств какой-либо деятельности, в на­шем случае в сфере профессионального высшего образования. В теории и методике высшего профессионального образования подход чаще всего рассматривают как ведущую научную идею, лежа­щую в основе организации вузовского образовательного процесса, идею, которую исследователь развивает, объясняя возможные спосо­бы ее реализации на практике.

Технологический подход в образовании будем понимать в указан­ных выше значениях как путь проектирования и применения техноло­гий для решения разного рода образовательных задач.

Основными функциями технологического подхода, на котором базируется проектирование и применение технологий в образователь­ной практике, являются следующие:

  • ­ гностическая (познание отличительных свойств и признаков образовательных технологий);
  • ­ концептуальная (раскрытие сущности и определение специфи­ки образовательных технологий);
  • ­ конструктивная (конструирование и создание новых техноло­гий для образовательной практики);
  • ­ прогностическая (различные стратегии, направления, способы и методы применения технологий в образовательной практике).

Стремительное внедрение новых технологий в систему отече­ственного образования позволило выявить ряд проблем и трудностей, что говорит о сложности применения технологического подхода и воз­можностях разных путей и способов его реализации в образователь­ной практике. Технологически можно провести экспертизу и реализовать всю образовательную программу на уровне учебного заведения. В этом слу­чае говорят о технологии организации учебного процесса и самостоя­тельной образовательной деятельности, технологии проведения кон­сультаций и контрольно-оценочных мероприятий, связанных с подведением итога усвоения этой программы всеми его участниками, технологии оценки качества преподавания в рамках этой программы[5].

На уровне конкретной учебной дисциплины можно говорить о технологии экспертизы и реализации учебной программы, техноло­гии организации сотрудничества и групповой работы, развития кри­тического мышления и самостоятельности учащихся, технологии чте­ния лекции или проведения урока. На уровне взаимодействия в образовательной среде в простран­стве социальных отношений можно говорить о целесообразности того, чтобы все субъекты владели коммуникативными технологиями и тех­нологиями сотрудничества.

Исходя из общего определения технология как система работы педагога с учащимися или студентами, которая разворачивается в определенной логике в условиях образовательной среды, оказывается изоморфна Структуре организуемого процесса (познавательного, учебного, ориентационного, коммуникативного, контрольно-оценочного или в це­лом образовательного). В этом значении технология может быть вы­строена и применена как освоенная последовательность методов, раз­ворачивающая этот процесс во времени от момента выдвижения цели до получения и оценки прогнозируемого результата. М.В. Кларин пи­сал по этому поводу: «Ключом понимания технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация на четко определенные (и диагностируемые) цели»[6]. Для того чтобы субъекты образовательного процесса действовали технологично, им необходимо четко представлять структуру процесса достижения цели и последова­тельность применения для этого средств.

Многократное повторение цикла или алгоритма действий педа­гога может осуществляться в рамках «единицы» организуемого им процесса (учебного, процесса контроля или оценки освоения образо­вательной программы, процесса стимулирования и консультаций, со­циальной адаптации и пр.) при учете или создании определенных ус­ловий. В качестве таких «единиц» могут выступать форма организации образовательного процесса, контрольно-обучающий цикл в рамках образовательной или обучающей системы, система приемов обучения или адаптации к новым условиям образовательной среды, педагоги­ческая ситуация или их система и другие, каждая из которых структу­рирована в определенной логике решения конкретной группы образо­вательных задач. При технологическом построении образовательный процесс может приобретать модульный или проблемный, игровой или диалогический характер, а его «единицы», наполняясь разным содер­жанием, могут иметь общую структуру.

Так как образовательный процесс организуется для достиже­ния определенной цели, связан с содержанием образования и деятельностью его субъектов, а значит, средствами и приемами, от­бираемыми для достижения цели, то свойство технологичности рас­пространяется: на все его компоненты (цели, содержание, формы организации образовательного процесса, формы контроля и оценки образователь­ных результатов); уровни реализации образовательных задач (на уровне всего об­разовательного учреждения, на уровне отдельной учебной дисципли­ны, на уровне деятельности конкретного субъекта (педагога или уче­ника, преподавателя или студента) и на уровне их взаимодействия).

О технологичности (диагностичности) педагогических целей (обу­чения, развития, воспитания) говорится в работах Б. Блюма, Д. Крат-вола, В. Оконя, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и др. Однако здесь уме­стно заметить, что четкость и успешность действия таких «алгоритмов» обеспечивается, если цели стандартизированы и представлены в диа­гностируемом и воспроизводимом виде. На практике же степень стан­дартизации образовательных целей на уровне учебной дисциплины или государственного образовательного стандарта может быть разной: вы­сокой, но не абсолютной; абсолютно полной. Поскольку сложность образовательных целей не всегда позволяет перевести их на язык вос­производимых действий, то разработка технологий для образователь­ной практики представляет собой достаточно сложный и порой про­тиворечивый процесс. Особенно это характерно для творческих педагогов и тех, кто не просто передает информацию, а ориентирует субъектов образовательного процесса на ценностное отношение к зна­ниям и процессу их получения, систематизацию и творческое их при­менение, ставит задачи интеллектуально-творческого, профессиональ­но-личностного и духовно-нравственного развития. Реализация компетентностного подхода в современной образовательной практике позволяет сформулировать образовательные цели в форме компетен­ций, каждая из которых формулируется в виде требования к кон­кретному виду деятельности независимо от того, кто будет овладевать этими компетенциями. Вопрос о технологическом потенциале содержания образования и возможности его измерения ставили А.Н. Сохор, В. Оконь и др. По их мнению, структура содержания, спроектированная в соответствии с образовательной целью, способна оказывать самостоятельное влия­ние на субъектов образовательного процесса, сохраняя свойство тех­нологичности независимо от того, кто с этим содержанием работает. В качестве примера технологически организованного содержания обра­зования может рассматриваться линейная или концентрическая струк­тура содержания, модульно-блочная или спиралеобразная, многоуров­невая или ступенчатая. Особую актуальность в современной образовательной практике получила технология модульного построе­ния содержания образования, которая описывается на уровне прин­ципов и общей характеристики модульного обучения, требований к по­строению модульной образовательной и учебной программы или модульного учебника[7].

Таким образом, технологический подход в образовании связан с термином «технология» и активно используется: как логически упорядоченная и воспроизводимая система дей­ствий субъекта (субъектов), направленная на достижение образова­тельной цели, а также ее отражение в форме описания как цикла вы­полняемых операций в логике реализации цели и ведущего метода или алгоритмического предписания, адекватного структуре этого ме­тода, выполнение которого гарантирует достижение поставленной цели; особый тип знаний о гарантированном и воспроизводимом спо­собе достижения образовательной цели в процессе деятельности субъектов; научно обоснованный проект действий субъектов для достижения образовательной цели с необходимым для этого инструментарием. Технологии, применяемые в образовательной практике, могут быть описаны на разном уровне:

1) концептуальном (система идей и положений, которая лежит в основе построения и применения технологии);

2) проектном (перевод ведущей идеи или принципа в логику и этапы действий, необходимых и достаточных для достижения по­ставленной цели, определение состава действий и структуры управле­ния ими);

3) процедурном (действия, способы, операции, приемы, исполь­зуемые субъектами для каждого этапа процесса достижения цели);

4) техническом (инструментально-техническое обеспечение всех процедур каждого этапа и конкретных действий субъектов).

Системный характер описания технологии, рекомендуемой и при­меняемой в образовательной практике, как правило, включает все че­тыре уровня, а именно: формулировку идеи эффективного достижения цели субъек­тами образовательного процесса, принципа организации процесса ее достижения, основной метод и условия, которые требуется учитывать для большего эффекта от применения технологии; конкретный проект действий субъектов; нормативное представление о характере деятельности субъек­тов; описание цикла (алгоритма, системы) и содержательную иллю­страцию практических действий субъектов на конкретном примере. Глубинный смысл применения современных технологий в обра­зовательной практике состоит в повышении эффективности затрачиваемых сил и ресурсов на достижение целей, оптимальности вы­бираемых для этого методов и средств. В рамках знаниевой парадигмы педагоги обращаются к технологи­ям трансляции, а учащиеся и студенты — к технологиям усвоения зна­ний:

· информационной парадигмы — к новым информационным тех­нологиям и технологиям работы с информацией;

· деятельностной парадигмы — к технологиям организации и са­моорганизации учебной, познавательной, игровой, поисковой, совмест­ной деятельности субъектов образовательного процесса (технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии поэтапного усвоения знаний и др.);

· культурологической парадигмы — к трансляции элементов культуры и способов их освоения, к технологиям организации диало­га культур и поликультурного образования, технологиям диалогиче­ских форм организации учебных занятий и развития критического мышления, технологии разрешения конфликтных ситуаций;

· личностно ориентированной парадигмы — к технологиям кон­текстного обучения, рефлексивного обучения, создания ситуаций «по­гружения», выбора образовательного маршрута;

· проектной парадигмы — к технологиям проектирования обра­зовательной программы, проблемной лекции, нового учебника, обра­зовательной среды и т.д.

Контрольные вопросы

1) Дате определение педагогической технологии

2) Назовите виды педагогических технологий

3) Назовите базовые элементы педагогической технологии

4) Выделите признаки педагогической технологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: