Введение. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

ЛЕКЦИЯ № 1

Учебный план

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе

О.И. ГОРБИЧ

№ газеты Название лекции
  Лекция 1. Введение. Что такое технология обучения. Анализ содержания понятия «технология обучения». История вопроса возникновения педагогических образовательных технологий. Признаки технологичности учебного процесса
  Лекция 2. Предметно-ориентированные технологии обучения. Проблема. Причины создания данных технологий. Основные характеристики предметно ориентированных технологий, варианты их реализации
  Лекция 3. Вузовские технологии обучения в школе. Особенности и развивающие возможности вузовских технологий, их специфика. Подготовка и проведение уроков с использованием вузовских технологий, организация самостоятельной работы учащихся. Воспитание активного, творческого отношения к учебе, совершенствование коммуникативно-речевых умений школьников Контрольная работа № 1
20–21 Лекции 4–5.Технологии личностно-ориентированного образования. Основные концептуальные идеи технологий личностно ориентированного образования. Технология педагогических мастерских: причины создания, сущность технологии, этапы работы педагогической мастерской. Технология модульного обучения как альтернатива классно-урочной системе обучения. Сущность модуля. Организация модульного урока. Метод проектов. Специфика проектной деятельности школьников. Обучение как исследование. Теория и практика коллективной мыследеятельности
  Лекция 6.Диалоговые технологии обучения русскому языку. Сущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога. Методические разработки уроков-диалогов. Дискуссия и её компоненты. Технология организации дискуссии и ее особенности Контрольная работа № 2
  Лекция 7. Игровые технологии. Цели, задачи и теоретико-методологические основы игровой технологии. Сущность игровой технологии, ее компоненты. Организация игровых технологий
  Лекция 8.Компьютерные технологии в обучении русскому языку. Общие сведения об информационных технологиях обучения. Характеристика информационных технологий обучения. Необходимость использования компьютерных технологий в практике современного учителя. Компьютерные программы-презентации. Информационно-обучающие программы. Тестовые программы Итоговая работа

Что такое технология обучения. Анализ содержания понятия «технология обучения». История вопроса возникновения педагогических образовательных технологий. Признаки технологичности учебного процесса Нормативные документы по ЕГЭ

Информация к размышлению Технология (от греч. te'chne – искусство, мастерство, умение и … логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление химических, физических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов. Из энциклопедического словаря Образовательная технология – это конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей. М. Кларин

Как только в системе школьного образования возникло понятие «педагогическая технология», сразу появились разночтения как в назывании этого понятия, так и в понимании его сути. Говорили о технологиях в обучении, о принципах и приемах оптимизации учебного процесса, об образовательных технологиях, о технологичности учебного процесса, о моделировании учебного процесса в рамках конкретной технологии, о совокупности приемов и т.д. Собственно, и сегодня мы не можем утверждать, что в дидактике и методике обучения сложилась четкая система научных определений и классификаций педагогических технологий, принятая всем научным и педагогическим сообществом. Почему? Дело в том, что у педагогических технологий в образовательном процессе сравнительно недолгий жизненный путь. Они возникли лишь в XX веке, поэтому многие детали уточняются, систематизируются и приводятся к единообразию. Часто, задавая вопрос: «Что вы вкладываете в понятие технология обучения?», мы получаем ответ: «Это широкое применение технических средств на уроке: компьютеров, мультимедийных проекторов, аудиовизуальных средств». Отчасти это верно, но технические средства обучения – это лишь малая часть применения педагогических технологий в учебном процессе. Больше того, некоторые из технологий могут прекрасно функционировать и вовсе обходясь без техники. Рассмотрим, какие сегодня существуют мнения о том, что такое технология обучения.

Ключевые понятия, включаемые различными авторами
в термин педагогическая технология (по В.Ф. Башарину)

Ф.И. эксперта или название работы Смысловое значение понятия педагогическая технология
Т.Сакамото (Япония). Л.Фридман, Б.Пальчевский (Россия) Н.Таланчук (Россия). Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978 М.Кларин (Россия). В.Беспалько (Россия) .. .. Проект «Новые ценности в образовании», Институт педагогических инноваций РАО, 1995 Систематизированное обучение на основе системного способа мышления Совокупность учебных ситуаций, призванных реализовать педагогическую систему Упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей А. Выявление принципов и приёмов оптимизации образовательного процесса Б. Использование ТСО Конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей А. Педагогическое мастерство Б. Описание (проект) процесса формирования личности учащегося В. Содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса Сложные и открытые системы: • приёмов и методик, объединённых приоритетными образовательными целями; • концептуально взаимоувязанных между собой задач и содержания; • форм и методов организации учебно-воспитательного процесса

Так или иначе, мы говорим о технологизированном обучении тогда, когда речь идет о четкой последовательности действий педагога, об общих закономерностях данного процесса обучения, о предельно конкретно сформулированных целях и задачах, достижение которых на каждом этапе обучения проверяется разработанными измерителями, о способах взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роли в образовательном процессе, о гарантированном достижении намеченного результата каждым школьником.

Наиболее емкими и конкретными определениями образовательной технологии, на наш взгляд, являются следующие: образовательная технология – упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Н.Таланчук) и образовательная технология – конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей (М.Кларин).

В современной дидактике созданы теоретические предпосылки для развития этой идеи, определены структурные компоненты образовательной технологии.

Как правило, в структуре технологии обучения выделяются такие компоненты:

1. Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта.

2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя на этом этапе – привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.

3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, на котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии со средствами обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: