Задания
Й класс
Интеллектуальная игра-викторина
При-.
Памятка
Преодолеть преграду,
Не преступить закон,
В прекрасную погоду
Прервать прескверный сон,
Предобро улыбнуться,
Путь преградить тебе,
Здесь мы везде напишем
Приставку…
Все вместе: ПРЕ-.
С приставкой При- приблизим,
Приклеим и пришьем.
Чуть выше приподнимем
И что-то привнесем.
Немного приуменьшим,
Совсем чуть-чуть приврем,
Расставим по порядку
И сядем отдохнем.
Прощаются с приставками, записывают домашнее задание.
Теперь рассмотрим примеры дидактических игр на уроках русского языка.
ПРИМЕР 2
Тема: В СТРАНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уроке ребята посетили города Морфология, Лексика, Загадки и пословицы. Перед поездкой учитель задавал им шуточные вопросы:
1) В каких словах по сто согласных? (Сто-к, сто-л, сто-н.)
2) Что стоит посередине земли? (Буква м)
3) Кто говорит на всех языках? (Эхо) и др.
В городе Морфология пятиклассники получили задания:
• образуйте множественное число существительных кот, плот, беда, сметана (Какие слова не образуют форму мн. ч.?);
|
|
• продолжите высказывание: Основа предложения – это…; Значимая часть слова, стоящая после корня, – это…
В городе Загадки и пословицы задержались подольше, так как пятиклассникам очень понравилось загадывать загадки и вспоминать пословицы. Например:
1) Ум хорошо, а … (два лучше).
2) Знай больше, а говори … (меньше).
3) Не зная броду, … (не суйся в воду).
4) Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. Что это?
5) Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой и т.д.
Конкурс «Ералаш»
На доске стихотворение. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение – справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны, в результате чего получается бессмыслица.
Задача играющих – разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте.
Злой кабан сидел на ветке 1
Пароход томился в клетке 2
Соловей точил клыки 3
Дикобраз давал гудки 4
Кошка физику учила 5
Маша хвостик свой ловила 6
Буратино шил штаны 7
А портняжка ел блины 8
Еж накрыт к обеду был 9
Чиж усами шевелил 10
Рак летал под облаками 11
Стол гонялся за мышами 12
Чайник прыгал во дворе 13
Мальчик булькал на костре 14
(Ответ: правильный порядок – 3, 4, 1, 2, 6, 5, 8, 7, 12, 11, 10, 9, 14, 13.)
В последние годы в обучении русскому языку широко применяются тесты. Они позволяют за короткое время узнать подготовленность класса, определить общий уровень знаний. Поэтому в конце урока учащимся предлагаются тестовые задания.
1. Выберите правильный ответ. В, на, из, у являются:
а) союзами;
б) местоимениями;
в) предлогами;
г) частицами.
2. Выберите правильный ответ. Глаголы:
|
|
а) употребляются в форме только одного лица;
б) изменяются по двум лицам;
в) изменяются по трем лицам;
г) не изменяются по лицам.
3.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе…
А.С. Пушкин
Выберите правильный ответ. Глагол стояла имеет в стихотворении:
а) форму прошедшего времени;
б) форму настоящего времени;
в) форму будущего времени;
г) неопределенную форму.
4. Выберите правильный ответ. Существительное площадь в предложении Ребята пришли на площадь стоит:
а) в именительном падеже;
б) в родительном падеже;
в) в винительном падеже;
г) в творительном падеже.
5. Найдите ошибку:
а) билет;
б) вагон;
в) кондуктор;
г) пасажир.
6. Выберите правильный вариант ответа. В глаголе попросила:
а) по- – приставка, -прос- – корень, -ил- – суффикс, -а – окончание;
б) поп- – приставка, -рос- – корень, -ил- – суффикс, -а – окончание;
в) по- – приставка, -прос- – корень, -и- – суффикс, -л- – суффикс, -а – окончание;
г) поп- – приставка, -рос- – корень, -и- – суффикс, -л- – суффикс, -а – окончание.
ПРИМЕР 3
В преподавании русского языка полезна работа с лингвистическими сказками (или лингвистическими миниатюрами). С помощью сказки лингвистические понятия, орфографические и пунктуационные правила легко запоминаются – трудный учебный материал дается в занимательной форме. «Герои» орфографических или пунктуационных правил одушевляются, действуют в соответствии со своим характером и темпераментом. Сначала дети слушают авторские сказки или сказки учителя, а потом пробуют сочинять сами.
Вот одна из сказок.
УДАРЕНИЕ
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас».
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замо' и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка на письме». Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замо'к, а перед взором других слов предстал За'мок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки' и сказали: «Мы самые главные компоненты живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые, грациозные Бе'лки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо А'тласа получился Атла'с, вместо Ка'пель – Капе'ль, вместо слова Доро'га – Дорога'. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение. В словах Голова, Борода, Рука при их изменении по падежам и числам юркое ударение с окончаний перескочило на основу. Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения. Отвели ему одно из почетных мест на своем собрании и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением и осторожностью.
(И.М. Подгаецкая)
1. Какими примерами из текста сказки вы проиллюстрируете следующие свойства русского ударения:
• Разноместность ударения позволяет использовать его как различительное средство.
• Русское ударение имеет и другую особенность – подвижность.
2. Как называются пары слов, в которых с помощью ударения изменяется значение? Дополните свой ответ примерами.
ПРИМЕР 4
«Загадка – это не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях». [3]
|
|
Для игры в слова на уроке русского языка можно использовать шарады, анаграммы, метаграммы, логогри'фы, омо'графы, омонимы и предложить такое задание: «Прочитайте (послушайте) описание загаданного слова и назовите его».
Шарада – это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждое из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: «кит+ель», «мышь+як» и т.д.
Три части слова находи подряд:
Когда ликуешь, говоришь «я рад»,
За этим словом назови союз,
А третьей частью будет слово «ус».
Бывает он у старика, есть у кота,
Его ты обнаружишь у кита.
А целое должно на ум прийти,
Когда окружность циркулем
Захочешь провести.
(радиус)
Анаграмма – это слово или словосочетание, образованное от перестановки слогов и букв (например: липа – пила, актер – терка), а также при чтении справа налево (например: колесо – оселок, кот – ток), в результате чего составляется другое слово.
Они в конструкциях встречаются
Мостов и каменных ворот.
В продукт питанья превращаются
При чтении наоборот.
(арки – икра)
Голова моя высоко
Поднялася над землей.
Если буквы переставишь,
Я для зверя – дом родной.
(крона – норка)
Метаграмма – это слово, образованное в результате замены одной буквы так, чтобы получилось новое слово (например, из слова липа, заменив п на с, получаем другое слово – лиса, сазан – фазан, цапля – капля, карта – парта и т.п.).
С буквой «З» – оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» – гнилое место,
Там земля, как будто тесто.
(золото – болото)
С «Г» – ее на винт накрутят,
С «Л» – конечно, лает,
С «М» – одежда, но не греет,
С «З» – от волка убегает.
(гайка – лайка – майка – зайка)
Логогри'ф – загадка, для решения которой надо отыскать загаданное слово и образовать от него новое слово путем прибавления или убавления одной буквы или слога, например: пест – перст, мир – мираж, Вера – Венера.
|
|
Его откроешь – и вода
Из него польется.
Добавишь «Э» – и тогда
В кинотеатре он найдется.
(кран – экран)
Несет с трудом меня старик.
Но если «Ю» прибавишь – вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(ноша – юноша)
Омо'граф – слово, совпадающее с другим по написанию, но разное по значению. Для разгадывания необходимо правильно перенести ударение с одного слога на другой, например: проволо'чка – про'волочка, и'рис – ири'с.
Взгляни на это слово:
В нем всего два слога.
Ударный слог последний –
Инструмент волшебный
В церкви стоит,
Музыка летит
Под самый потолок.
Ударный первый слог –
Это почка, селезенка,
Сердце, легкое, печенка.
(орга'н – о'рган)
Мы для пильщика – подставка,
Мы для кучера – сиденье,
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье, –
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
(ко'злы – козлы')
Омоним – слово, совпадающее с другим по звучанию и написанию, но по значению не имеющее с ним ничего общего (например: мир 1 – Вселенная, мир 2 – земля, мир3 – среда, мир 4 – согласие, покой и др.; свет 1 – энергия, свет2 – сияние, свет3 – общество, свет4 – блик и др.
Встречаюсь в тетради,
Встречаюсь в плетне.
(кол)
ПРИМЕР 5
Деловая игра «Корректор»
Такую игру можно провести, например, после изучения темы «Местоимение» в 6-м классе. Рассмотрим некоторые задания.
Учащимся объясняется значение слова корректор и предлагается «поработать» корректором классной газеты.
Задание 1. Найдите ошибки в письме одной девочки (из стихотворения болгарского поэта И.Босева) и исправьте их, а затем определите, какие орфограммы не усвоила девочка.