Игра в слова

Задания

Й класс

Интеллектуальная игра-викторина

При-.

Памятка

Преодолеть преграду,
Не преступить закон,
В прекрасную погоду
Прервать прескверный сон,
Предобро улыбнуться,
Путь преградить тебе,
Здесь мы везде напишем
Приставку…

Все вместе: ПРЕ-.

С приставкой При- приблизим,
Приклеим и пришьем.
Чуть выше приподнимем
И что-то привнесем.
Немного приуменьшим,
Совсем чуть-чуть приврем,
Расставим по порядку
И сядем отдохнем.

Прощаются с приставками, записывают домашнее задание.

Теперь рассмотрим примеры дидактических игр на уроках русского языка.

ПРИМЕР 2

Тема: В СТРАНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

На уроке ребята посетили города Морфология, Лексика, Загадки и пословицы. Перед поездкой учитель задавал им шуточные вопросы:

1) В каких словах по сто согласных? (Сто-к, сто-л, сто-н.)

2) Что стоит посередине земли? (Буква м)

3) Кто говорит на всех языках? (Эхо) и др.

В городе Морфология пятиклассники получили задания:

• образуйте множественное число существительных кот, плот, беда, сметана (Какие слова не образуют форму мн. ч.?);

• продолжите высказывание: Основа предложения – это…; Значимая часть слова, стоящая после корня, – это…

В городе Загадки и пословицы задержались подольше, так как пятиклассникам очень понравилось загадывать загадки и вспоминать пословицы. Например:

1) Ум хорошо, а … (два лучше).

2) Знай больше, а говори … (меньше).

3) Не зная броду, … (не суйся в воду).

4) Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. Что это?

5) Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой и т.д.

Конкурс «Ералаш»

На доске стихотворение. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение – справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны, в результате чего получается бессмыслица.

Задача играющих – разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте.

Злой кабан сидел на ветке 1

Пароход томился в клетке 2

Соловей точил клыки 3

Дикобраз давал гудки 4

Кошка физику учила 5

Маша хвостик свой ловила 6

Буратино шил штаны 7

А портняжка ел блины 8

Еж накрыт к обеду был 9

Чиж усами шевелил 10

Рак летал под облаками 11

Стол гонялся за мышами 12

Чайник прыгал во дворе 13

Мальчик булькал на костре 14

(Ответ: правильный порядок – 3, 4, 1, 2, 6, 5, 8, 7, 12, 11, 10, 9, 14, 13.)

В последние годы в обучении русскому языку широко применяются тесты. Они позволяют за короткое время узнать подготовленность класса, определить общий уровень знаний. Поэтому в конце урока учащимся предлагаются тестовые задания.

1. Выберите правильный ответ. В, на, из, у являются:

а) союзами;

б) местоимениями;

в) предлогами;

г) частицами.

2. Выберите правильный ответ. Глаголы:

а) употребляются в форме только одного лица;

б) изменяются по двум лицам;

в) изменяются по трем лицам;

г) не изменяются по лицам.

3.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе…

А.С. Пушкин

Выберите правильный ответ. Глагол стояла имеет в стихотворении:

а) форму прошедшего времени;

б) форму настоящего времени;

в) форму будущего времени;

г) неопределенную форму.

4. Выберите правильный ответ. Существительное площадь в предложении Ребята пришли на площадь стоит:

а) в именительном падеже;

б) в родительном падеже;

в) в винительном падеже;

г) в творительном падеже.

5. Найдите ошибку:

а) билет;

б) вагон;

в) кондуктор;

г) пасажир.

6. Выберите правильный вариант ответа. В глаголе попросила:

а) по- – приставка, -прос- – корень, -ил- – суффикс, – окончание;

б) поп- – приставка, -рос- – корень, -ил- – суффикс, – окончание;

в) по- – приставка, -прос- – корень, -и- – суффикс, -л- – суффикс, – окончание;

г) поп- – приставка, -рос- – корень, -и- – суффикс, -л- – суффикс, – окончание.

ПРИМЕР 3

В преподавании русского языка полезна работа с лингвистическими сказками (или лингвистическими миниатюрами). С помощью сказки лингвистические понятия, орфографические и пунктуационные правила легко запоминаются – трудный учебный материал дается в занимательной форме. «Герои» орфографических или пунктуационных правил одушевляются, действуют в соответствии со своим характером и темпераментом. Сначала дети слушают авторские сказки или сказки учителя, а потом пробуют сочинять сами.

Вот одна из сказок.

УДАРЕНИЕ

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас».

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замо' и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка на письме». Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замо'к, а перед взором других слов предстал За'мок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки' и сказали: «Мы самые главные компоненты живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые, грациозные Бе'лки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо А'тласа получился Атла'с, вместо Ка'пель – Капе'ль, вместо слова Доро'га – Дорога'. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение. В словах Голова, Борода, Рука при их изменении по падежам и числам юркое ударение с окончаний перескочило на основу. Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения. Отвели ему одно из почетных мест на своем собрании и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением и осторожностью.

(И.М. Подгаецкая)

1. Какими примерами из текста сказки вы проиллюстрируете следующие свойства русского ударения:

• Разноместность ударения позволяет использовать его как различительное средство.

• Русское ударение имеет и другую особенность – подвижность.

2. Как называются пары слов, в которых с помощью ударения изменяется значение? Дополните свой ответ примерами.

ПРИМЕР 4

«Загадка – это не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях». [3]

Для игры в слова на уроке русского языка можно использовать шарады, анаграммы, метаграммы, логогри'фы, омо'графы, омонимы и предложить такое задание: «Прочитайте (послушайте) описание загаданного слова и назовите его».

Шарада – это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждое из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: «кит+ель», «мышь+як» и т.д.

Три части слова находи подряд:
Когда ликуешь, говоришь «я рад»,
За этим словом назови союз,
А третьей частью будет слово «ус».
Бывает он у старика, есть у кота,
Его ты обнаружишь у кита.
А целое должно на ум прийти,
Когда окружность циркулем
Захочешь провести.

(радиус)

Анаграмма – это слово или словосочетание, образованное от перестановки слогов и букв (например: липа – пила, актер – терка), а также при чтении справа налево (например: колесо – оселок, кот – ток), в результате чего составляется другое слово.

Они в конструкциях встречаются
Мостов и каменных ворот.
В продукт питанья превращаются
При чтении наоборот.

(арки – икра)

Голова моя высоко
Поднялася над землей.
Если буквы переставишь,
Я для зверя – дом родной.

(крона – норка)

Метаграмма – это слово, образованное в результате замены одной буквы так, чтобы получилось новое слово (например, из слова липа, заменив п на с, получаем другое слово – лиса, сазан – фазан, цапля – капля, карта – парта и т.п.).

С буквой «З» – оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» – гнилое место,
Там земля, как будто тесто.

(золото – болото)

С «Г» – ее на винт накрутят,
С «Л» – конечно, лает,
С «М» – одежда, но не греет,
С «З» – от волка убегает.

(гайка – лайка – майка – зайка)

Логогри'ф – загадка, для решения которой надо отыскать загаданное слово и образовать от него новое слово путем прибавления или убавления одной буквы или слога, например: пест – перст, мир – мираж, Вера – Венера.

Его откроешь – и вода
Из него польется.
Добавишь «Э» – и тогда
В кинотеатре он найдется.

(кран – экран)

Несет с трудом меня старик.
Но если «Ю» прибавишь – вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.

(ноша – юноша)

Омо'граф – слово, совпадающее с другим по написанию, но разное по значению. Для разгадывания необходимо правильно перенести ударение с одного слога на другой, например: проволо'чка – про'волочка, и'рис – ири'с.

Взгляни на это слово:
В нем всего два слога.
Ударный слог последний –
Инструмент волшебный
В церкви стоит,
Музыка летит
Под самый потолок.
Ударный первый слог –
Это почка, селезенка,
Сердце, легкое, печенка.

(орга'н – о'рган)

Мы для пильщика – подставка,
Мы для кучера – сиденье,
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье, –
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.

(ко'злы – козлы')

Омоним – слово, совпадающее с другим по звучанию и написанию, но по значению не имеющее с ним ничего общего (например: мир 1 – Вселенная, мир 2 – земля, мир3 – среда, мир 4 – согласие, покой и др.; свет 1 – энергия, свет2 – сияние, свет3 – общество, свет4 – блик и др.

Встречаюсь в тетради,
Встречаюсь в плетне.

(кол)

ПРИМЕР 5

Деловая игра «Корректор»

Такую игру можно провести, например, после изучения темы «Местоимение» в 6-м классе. Рассмотрим некоторые задания.

Учащимся объясняется значение слова корректор и предлагается «поработать» корректором классной газеты.

Задание 1. Найдите ошибки в письме одной девочки (из стихотворения болгарского поэта И.Босева) и исправьте их, а затем определите, какие орфограммы не усвоила девочка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: