Экономическое содержание Единого социального налога
Идея единого социального налога (ЕСН) возникла достаточно давно. В 1998 г. МНС России предложило ввести для всех социальных внебюджетных фондов единую налогооблагаемую базу и передать функции учета, анализа и контроля одному ведомству.
Обосновывалось это тем, что плательщик социальных взносов должен был предоставлять отдельные формы отчетов для каждого фонда, а также производить уплату налоговых платежей в сроки, установленные тем или иным фондом. Многочисленные нормативные акты, вводимые фондами, создавали различные условия обложения предприятий, порядок предоставления отсрочки по недоимкам.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 №7-П указано, что признаки страховых взносов мне позволяют ограничить их от налогов, сборов. Обязательство по уплате страховых взносов строится так же, как и налоговое обязательство. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
|
|
Поскольку нормативными правовыми актами по социальному страхованию не предполагалось соответствие размера и общей суммы выплат, на которые может рассчитывать её получатель, сумме страховых взносов, уплаченной конкретным работодателем и работником либо индивидуальным предпринимателем или другим самозанятым гражданином, то страховые взносы имели обезличенно-безвозмездный характер.
1 января 2001 г. со вступлением в действие главы 24 НК РФ страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды были заменены федеральным налогом. В период с 1 января 2001г. по 31 декабря 2001г. в Российской Федерации он назывался «единый социальный налог (взнос). С 1 января 2002г. этот налог получил новое наименование – «единый социальный налог» (ЕСН).
Теперь в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога. Но введение ЕСН практически не упростило, а усложнило работу бухгалтерий организаций, так как налогоплательщики предоставляют формы отчетности не только во внебюджетные фонды, но и в налоговую инспекцию, появились новые, дополнительные формы отчетности.
С введением ЕСН был ликвидирован Фонд занятости населения, но другие социальные внебюджетные фонды остались: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Для них устанавливается единая налоговая база — выплаты, начисленные в пользу работников.
|
|
В качестве налогоплательщиков ЕСН в соответствии со ст. 235 НК РФ признаются:
1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
— крестьянские (фермерские) хозяйства;
— физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, родовые, адвокаты.
Одновременно действует норма, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов Российской Федерации на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также применяющие упрощенную систему налогообложения и налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности, не являются плательщиками ЕСН.
Объект обложения единым социальным налогом зависит от категории налогоплательщиков, что наглядно представлено в табл..