либо, невозможность повлиять на обстоятельства. Зло есть все, что мешает самореализации человека, гармоническому развертыванию его физических и душевных сил. Смерть — величайшее зло, но оно неизбежно: род живет смертью индивида. Поэтому смерть надо уметь принять без надежд и сожалений.
С точки зрения безрелигиозного сознания, абсолютное большинство видов зла можно побороть чисто земными средствами, преобразуя человеческую жизнь, продлевая ее и очищая от болезней и страданий. Гармонизация общественной жизни, совершающаяся благодаря науке и политике, может вытеснить зло на окраину повседневного мира, сделать его исключением из правила, как бы приручить и посадить в клетку под охрану. И тогда человечество заживет славно и весело, покоряя время и пространство и мирно общаясь с братьями по разуму.
В корне иным является представление о высшем благе, свойственное религиозному сознанию. Рассмотрим его прежде всего на примере христианства. Истинное благо — это соединение человека с Богом. Поэтому добро есть то, что направляет человека ко Всевышнему, что ведет его по трудному пути разъединения с материальным чувственным миром и слияния с духовным Абсолютом. Отсюда следует, что все отвлекающее людей от Господа, уводящее их в конкретику материального бытия — зло.
|
|
Человеческие страсти — жадность, похоть, корыстолюбие — являются силками, в которые противник Бога дьявол ловит слабые человеческие души, все более и более заставляя их увлекаться земным, преходящим, бренным. Охваченный жаждой материального богатства, власти, силы, человек в погоне за этими эфемерными благами смертного мира забывает о Боге. Его эгоизм и стремление к чувственным удовольствиям не дают ему видеть реальность духовными очами, он поклоняется идолам, все более отрываясь от своего бытийного истока. Поступая подобным образом, люди лишают себя возможности войти
______________________________________ Лекция I
после смерти в вечную жизнь, попасть в рай, где их бессмертная душа будет пребывать рядом с небесным Отцом во вневременном блаженстве. Они обрекают себя на погибель, на вечную смерть, на бесконечные адские мучения. Путь чисто земных утех ведет, таким образом, непосредственно в тенета зла, какие бы «гуманистические» мотивы при этом ни приводились. Земной безрелигиозный гуманизм неприемлем для религии и толкуется ею как бесовская прелесть и дьявольское наваждение.
Именно поэтому религия осуждает не только жестокость, агрессию, явные пороки, которых не приемлет и светское сознание, но и то, чем безрелигиозное сознание гордится: рост материального богатства, экспансию техники, достижение всеобщего комфорта, балующего человеческие чувства, постоянные хлопоты о телесном здоровье. Даже общение и познание могут выступать существенными препятствиями на пути к вечной жизни и соединению со Всевышним, если они заслоняют трансцендентное. Как бы ни была сильна земная любовь, она тоже обязана потесниться для того, чтобы уступить место более значимому переживанию — любви к Богу.
|
|
Двойственно и неоднозначно религиозное сознание воспринимает и оценивает роль свободы. Свобода, конечно, Божий дар, но человек запятнал ее неверным применением, он употребил ее во зло еще на заре человечества, и потому свобода — обоюдоострый меч. Многие грехи людей возникают и воспроизводятся именно благодаря действию «по свободной воле» там, где эта воля отвращена от Бога. Человек непорочен только там и тогда, где и когда он свободно и сознательно подчиняет себя более великой воле — воле Бога, когда он неукоснительно выполняет все Божьи заповеди, непрестанно сознавая при этом собственное ничтожество перед лицом Творца. Именно поэтому светская гордость индивида своей волей и своей уникальностью прочитывается религией как гордыня — порок. Человеку нечего гордиться собой, нечего