Лекция 4. Честность я справедливость

Честность я справедливость

Справедливость Нового времени теряет свой запредель­ный сакральный характер и становится собственно чело­веческой, делом договоренности, консенсуса, решения голосованием в парламенте. В ее сердцевине заложена идея неприкосновенности частной собственности, кото­рая считается гарантией существования всех других видов справедливости. Право на частную собственность не дол­жно быть подорвано ничем, напротив, оно должно быть гарантировано всей мощью государства и нравственно-правовыми убеждениями и представлениями индивидов.

Справедливость, истолкованная как обеспечение вла­дения, делается рациональной, понятной и выражает в первую очередь интересы тех социальных групп, которые уже обладают собственностью на средства производства и могут оказать наибольшее влияние на установления об­щезначимых юридических и нравственных норм. Понят­но, что такой перенос справедливости с небесного на земное не отменяет разгула реальной несправедливости в конкретных жизненных ситуациях. Несправедливость, принявшая облик эксплуатации, кризисов и других несо­образностей рыночного общества, продолжает царить в людских делах, постоянно выводя нас за рамки рацио­нально-рассудочных суждений и толкая к надежде на выс­шую справедливость, на оценку по Гамбургскому счету, на Божий суд.

Буржуазная справедливость выдвигает формальный принцип равенства и создает этим условия для существо­вания демократического строя, массового общества и всех реалий современного западного мира. Однако, провоз­глашая равенство в праве, она далеко не всегда создает равенство в реальных возможностях. Каждый бьется здесь один, сам за себя, общество не гарантирует своей помо­щи тем, у кого нет материальной стартовой площадки для успеха. Сделать самого себя, реализовать свои спо­собности без социальной поддержки удается далеко не всем. Вопиющие социальные контрасты, борьба за спра-


ведливость рабочих и студентов, женщин и представите­лей национальных меньшинств — типичная картина в ны­нешних развитых странах.

Марксизм XIX в. попытался создать свое учение о со­циальной справедливости, основав его на принципе, пря­мо противоположном буржуазному, — на принципе об­щественной собственности. Последующий опыт реаль­ного социализма в СССР и странах Восточной Европы показал, что простая отмена частной собственности и замена ее государственно-бюрократическим владением не обеспечивает того равенства для развития человеческих возможностей, которое Маркс и его сподвижники пони­мали как справедливость. Социальный эксперимент ока­зался неудачным. Справедливость еще раз показала ту­манность и неуловимость своего лика.

В современном мире справедливость так или иначе всегда включает оба момента, еще в древности отмечен­ные Аристотелем: момент уравнительный и момент воз­дающий. Равенство выступает как важнейшее условие самой жизни человека и развития его индивидуальнос­ти. Так, все люди должны иметь равное право на жизнь, свободу и равенство независимо от классовой принад­лежности, вероисповедания и цвета кожи. Они имеют равное право на свободу личной жизни, передвижения, гражданства, а также на создание семьи и владение иму­ществом. Можно и дальше перечислять многообразные права, записанные во Всеобщей декларации прав чело­века. Но реальная справедливость не сводится к установ­лению равенства, она включает в себя конкретное мате­риальное и организационное воздаяние во всех сферах жизни, которое часто закреплено в законе. Это и рас­пределение благ сообразно конкретным принципам, и на­казания за преступления, и поощрение со стороны об­щества для тех, кто совершает выдающиеся деяния.

Нравственные представления о справедливости сопро­вождают социально-правовые установления, порой совпа-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: