Лекция 7. Темное и светлое мировосприятие

Темное и светлое мировосприятие

Счастье и смысл жизни

и уходят, оставаясь в памяти людей как лучшие, самые светлые мгновения их жизни, когда среди обычных забот и хлопот им вдруг открылась вечная тайна Бытия, и это было настоящее счастье.

Впечатления от пиковых переживаний сохраняются у человека на всю жизнь и освещают эту жизнь даже в са­мые горькие и трудные ее минуты. Они способны под­держать в горе и дать надежду на лучшее.

Полнота счастья присутствует в жизни человека, на­верное, при условии, что ему знакомы все три рассмот­ренные нами вида счастья.

Это происходит тогда, когда мы обладаем социально ценимыми благами, когда нам везет в делах, и в то же время мы не покинуты Богом и иногда способны испы­тывать пиковые переживания. Счастье присутствует при спокойном и радостном мировосприятии, которое сопро­вождает любые испытания и трудности, делая жизнен­ный баланс положительным.

Тема счастья, как мы уже выяснили, связана не толь­ко с объективными обстоятельствами человеческой жиз­ни, но и с тем, как человек относится к этим обстоя­тельствам. И здесь мы можем выделить два типа воспри­ятия, условно назвав их темным и светлым. Темное ми­ровосприятие означает превалирование негативных эмо­ций и оценок, светлое — доминирование позитивного взгляда на действительность.

Вопрос о позитивной или негативной оценке мира в целом и собственной жизни в частности никогда не был чисто психологическим, а всегда выступал как мировоз­зренческий и этический, ибо минорное, страдательное, мученическое отношение к реальности делает человека глубоко несчастным, в то время как радостный, оптими­стический, мажорный взгляд позволяет ему чувствовать


себя бытийно-счастливым и уверенным даже при боль­ших объективных трудностях.

Темное мировосприятие всегда находило свое выра­жение в пессимизме и трагическом взгляде на действи­тельность.

Пессимизм это однозначно негативная оценка бы­тия, представление о том, что мир плох, несовершенен, бессмыслен, его ждет плохой конец, а жизнь человека — сплошное неизбывное страдание. Пессимистический взгляд по отношению к повседневному миру, в котором протекает наша жизнь, издревле был свойствен восточ­ному, в частности, буддистскому мировоззрению, кото­рое ориентирует человека на нирвану — угасание. Буд­дизм полагает, что все наслаждения эмпирического мира — лишь иллюзия, обман, и человеку должно избавиться от желаний, которые привязывают его к эмпирии, чре­ватой бесконечностью мук. В европейской мысли идею об угасании желаний и укрощении воли к жизни прово­дит философ XIX века А. Шопенгауэр.

Пессимизм — это печальное согласие индивида со скверностью действительности, с ее бессмысленностью, грязью и пошлостью. Пессимист не борется против вра­гов человечества за усовершенствование мироздания, ибо полагает, что ничего улучшить все равно нельзя. У пес­симиста, по сути, два пути. Либо он может, подобно Шопенгауэру, проповедовать сочувствие всякой живой страдающей твари и призывать всех к угашению воли, либо, подобно Ницше, он становится на путь воинству­ющего цинизма и провозглашает насилие, имморальное (т. е. внеморальное) самоутверждение и доминирова­ние над другими по принципу: «Мир все равно плох, я не смогу его улучшить, так надо "урвать от него все возмож­ное и горделиво вознестись над его несовершенством». Отдохновением от гадкого эмпирического бытия оказы­вается лишь искусство — волшебное удвоение реальнос­ти, игра звуков, красок и слов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: