и защищает, поддерживает, поэтому послушание есть важное качество для выживания. Самостоятельные решения занимают в жизни людей небольшое место и часто трактуются как выполнение воли Бога (богов).
3. Традиционный человек ориентирован на сохране
ние полученных с детства способов действия и поведе
ния в течение всей жизни. Характеристики социальной
действительности меняются медленно, лишь на протяже
нии существования нескольких поколений, поэтому в
рамках одной жизни эффективно работают идейные и
нравственно-психологические матрицы, заложенные в
раннем возрасте. Жесткость и неизменность принципов,
верность взглядам, впитанным с молоком матери — доб
родетель традиционного общества.
4. Индивид, воспитанный в традиционном обществе,
испытывает высокую ответственность перед общностью,
которая его порождает и взращивает. Ответственность
перед Богом (богами) и перед социальной группой сли
ваются воедино, так как именно высшие сакральные
силы вменяют данный порядок и поддерживают его. Об
щность отвечает за человека как за свою часть, но и че
ловек держит ответ перед нею и обязан жертвовать соб
ственным благополучием и жизнью ради сохранения
общности.
|
|
Консервативный, патриотичный до ксенофобии, покорный и высокоответственный перед другими человек — явление общества определенного типа. Он — реальное, объективное историческое явление. Более того, в определенной мере патриотичность, верность принципам и умение поддерживать связь с прошлым имеют общечеловеческий и надвременной статус, т. е. не могут быть устранены нигде и никогда. Однако степень проявления этих качеств исторически меняется. Современная эпоха требует воспитания людей несколько иного типа, обладающих другими свойствами и достоинствами. Какими?
Зачем воспитывать человека?
Перемены, пришедшие к человечеству с утверждением развитого рыночного общества и получившие особенно яркое проявление в XX в., были прекрасно проанализированы такими авторами, как М. Вебер и Э. Фромм. М. Вебер подчеркнул целерациональный характер буржуазного разума, ориентированного на прагматическое достижение цели, а не на сохранение общинных святынь. Э.Фромм отметил стремительный рост индивидуальной свободы, оборачивающийся новыми трагедиями и проблемами.
Современное общество, представленное ведущими странами мира и распространяющее свое влияние практически на всю планету, прагматично, динамично. Современность применяет к ныне живущим людям новые критерии совершенства, в корне отличающиеся от прежних по набору качеств. Каковы же эти качества?
|
|
1. Человек обладает личной автономностью, способ
ностью дистанцироваться от социальности и культуры, в
которой он вырос. Современный человек — активный
мигрант, он переезжает из страны в страну, с континен
та на континент, адаптируясь в новых для него культур
ных и социальных условиях. Ему свойственна мировоз
зренческая открытость, способность критически отнес
тись и к заветам собственных предков, и к наследию чу
жих культур. Оборотной стороной этой критичности вы
ступает терпимость, толерантность, без которой невоз
можно вписаться в жизнь другого этноса и государства.
Конечно, патриотизм не отброшен в современном мире
как нравственная ценность, но ценностью стали здесь и
космополитические взгляды, стремление быть граждани
ном мира. Дистанцированность от традиций своего на
рода означает также позитивное отношение к новациям.
Нынче быть динамичным похвально, способность не за
стревать во вчерашнем дне высоко ценится.
2. Если в традиционном обществе человек вписан в
жесткую систему предписаний и регламентации и подот-
__________________________________ Лекция 1О
четен ей, то в современном мире он гораздо свободнее. Здесь нет рецептов на все случаи жизни, нет жестко заданных программ, освобождающих от проявления личной воли. Конечно, неравенство социальных групп сохраняется, но этикет в современном массовом обществе достаточно универсален, внутригрупповые правила поведения размыты, и на улице вряд ли можно отличить богатого потомка аристократического рода от безродного интеллигента с умеренными доходами. Каждый сам выбирает стиль поведения, каждый сам отвечает за совершаемые поступки, которые подотчетны лишь закону, сам ищет путь в жизни и род занятий.
Общины в старом понимании больше нет, и покорность ее авторитету ушла в прошлое. Современность морально одобряет самостоятельность и волю индивидов, которые рассчитывают только на самих себя, которые сами себя сделали. Чем легче и оптимистичней ты несешь бремя свободы вместе с сопровождающей ее ответственностью, чем увереннее принимаешь самостоятельные решения, тем выше твоя социально-нравственная ценность.
3. Современный мир высоко ценит творчество, новации, умение быстро приспособиться к новой обстановке, «перестроиться на марше». Поэтому пожизненная верность установкам, стереотипам, привычкам и приемам, приобретенным в раннем возрасте, рассматривается скорее как недостаток, чем как достоинство. Всякое устойчивое воспроизведение стереотипа понимается как ригидность, неповоротливость. Это, конечно, не значит, что верность принципам совсем утратила свою роль, скорее сама система принципов стала более изменчивой и динамичной. Человек должен уметь много раз в жизни менять профессию и специальность, овладевать новыми представлениями о реальности, и его нравственные поступки и суждения должны соответствовать конкретной обстановке. Моральное творчество — это гармоничное разрешение нетривиальных мораль-
Зачем воспитывать человека?
ных коллизий, для которых нет стереотипа, идущего из прошлого.
4. Современное общество, кроме ситуаций войны, не требует жертвенности от своих граждан, ибо оно основано на взаимовыгодности отношений социального целого и его членов. Однако тема ответственности не перестает быть актуальной. Правда, она трансформируется.
Во-первых, в огромной степени возрастает ответственность перед самим собой. Наш современник находится в ситуации свободного выбора, где никто ему не учитель и не помощник. Каждый сам отвечает за свой успех или неуспех и в полной мере принимает на себя последствия совершенных поступков. Именно этот груз ответственности, о котором мы уже говорили, и толкает людей прочь от свободы, в объятия личностных симбиозов (Э. Фромм) и тоталитарных организаций.
|
|
Во-вторых, благодаря разитию техники и технологии влияние человека на окружающую действительность и других людей стало поистине огромным. Одно дело по неаккуратности перевернуть телегу, а другое дело — огромный пассажирский поезд, загрязнить один колодец или отравить целый океан. В связи с этим мы должны уметь отвечать за каждый свой шаг, за каждое решение, связанное с воздействием на других и на мир.
Таким образом, современное воспитание направлено на выковывание очень самостоятельного и ответственного индивида, который не может списать последствия своих дел ни на царя, ни на полководца, ни на деревенского старосту и вообще ни на кого. Конечно, формирование подобных характеров — непростой процесс, но именно такая ответственность востребована социокультурной ситуацией.
Модель, которую мы сейчас обрисовали, разумеется, достаточно абстрактна и акцентирует контраст между прежними и нынешними социально-нравственными ориентирами. Хочется подчеркнуть, что образ нужного обще-