Необходимость проведения реструктуризации предприятий АПК

Таблица 2.1 Структура задач реструктуризации

3) Направление 4) Содержание
5) Диагностика 6) Стратегический анализ (миссия, цели, стратегии) 7) Ситуационный анализ (клиенты, конкуренты, партнеры, рынок) 8) Организационно-управленческий анализ (структура, функции, процессы, методы управления, информационные потоки) 9) Финансовый анализ (движение денежных средств, структура капитала 10) Производственно-хозяйственный анализ (использование производственного потенциала)
11) Проект реструктуризации 12) Анализ результатов диагностики 13) Проект изменений 14) Проект развития 15) Расчет затрат 16) График проекта 17) Расчет эффективности 18) Оценка риска
19) Реализация проекта реструктуризации 20) Совершенствование структуры и функций управления 21) Изменение стратегий 22) Реинжиниринг бизнеса 23) Логистика 24) Менеджмент качества 25) Информатизация
26) Развитие методов управления 27) Снабжение и сбыт 28) Ценовая политика 29) Финансовая отчетность и политика 30) Инвестиционная политика 31) Кадровая политика

 
 

               
 
 
   
     
 
     

       
   

 
 


32) Организационный проект
33) - реорганизация структуры и функций управления 34) - реинжиниринг основной деятельности 35) - логистика 36) - менеджмент качества 37) - кадровая политика 38) - снабженческо-сбытовая и ценовая политика 39) - финансовая политика 40) - инвестиционная политика

 
 

Рисунок 2.1 – Структура задач реструктуризации

Реструктуризация предприятия является длительным процессом, осу­ществляемым при помощи специалистов самого разного профиля и на­правленным на повышение эффективности использования собственного внутреннего потенциала организации и адаптации к новым рыночным условиям. Процесс подготовки реструктуризации начинается с момента осознания менеджерами предприятия его необходимого. Выявление необходимости организационных преобразований происхо­дит путем проведения дискуссий, собеседований, анкетиро­вания руководителей высшего, среднего и низшего звеньев, что позволяет оценить общее положение дел на предприятии, выявить проблемы отделов и подразделений.

Экскурс в историю становления и развития агропромышленного комплекса показывает, что попытки реформирования аграрного сектора и связанных с ним отраслей базировались, прежде всего, на финансовых вливаниях в данную отрасль. Формы выражения их были различны: через установление паритета цен и дотаций на сельскохозяйственную продукцию, создание льготного режима налогообложения и кредитования. Однако стоило государству немного ослабить влияние, как отрасль опять поражал «синдром регресса», что ставит под сомнение эффективность и законченность каждой из начатых реформ.

Необходимо также отметить, что процессы реформирования предприятий АПК в предыдущие годы отличаются от реструктуризации в нынешних условиях развития рыночной экономики. Отличие в том, что процессы реформирования инициированы сверху, государственной властью, а реструктуризация идет снизу – это одно из существенных направлений деятельности любого предприятия АПК.

Произошли изменения внешних условий работы предприятий: появился рынок, конкуренция со всеми их принципами и правилами; разрушилось привычное рыночное пространство; ухудшилась общая экономическая ситуация; появилась инфляция, снизился спрос, платежеспособность, увеличилась социальная напряженность. Предприятия создавались для другой экономической системы. Произошли изменения требований к внутренней сфере деятельности предприятий:

- появилась самостоятельность в принятии решений к вопросам организации хозяйственной деятельности предприятия, включая: планирование, обеспечение материальными ресурсами производственного процесса и сбыта продукции;

- появилась потребность в создании новой организационной и правовой структуры предприятий, новой схемы управления, потребность в новых функциях: маркетинг, контролинг, планирование налогов, усиление ряда действующих функций;

- для сохранения и развития предприятия требуются реальные инвестиции;

- усилилась потребность в совершенствовании мотивации труда и в специалистах высокой квалификации по экономическим, коммерческим и правовым вопросам.

Если это не происходит, то начинается кризис.

Нынешний этап развития АПК Республики Беларусь характеризуется попытками адаптации данной отрасли к изменениям, происходящим в экономической среде государства. Проводимые в последние годы реформы в данной сфере не устранили те тенденции, которые наметились в начале 90-х годов и носят прогрессирующий характер на протяжении десяти последних лет. Общими чертами кризиса для большинства предприятий АПК являются: 1) отсутствие необходимого количества денежных ресурсов для организации нормального процесса хозяйственной деятельности - вследствие большого количества взаимных неплатежей, падения прибыльности, увеличение срока оборачиваемости используемого капитала; 2) снижение ликвидности предприятий АПК, и, как следствие, потеря доверия поставщиков, банков, клиентов - а значит ухудшение условий получения кредитов; 3) сокращение объемов производства, и сбыта, скопление готовой продукции на складах предприятий; 4) снижение реальной заработной платы у работников предприятий АПК, задержка ее выплаты, ухудшение морального климата в трудовых коллективах. Такая ситуация характерна не только для государственных, но и для многих предприятий АПК, преобразованных в акционерные общества и сельскохозяйственные кооперативы, которые, изменив форму собственности, ничего не изменили внутри предприятий для адаптации их к работе в условиях перехода к рынку. Эта ситуация диктует необходимость применения реструктуризации АПК.

Сельскохозяйственным предприятиям предоставлена возможность добровольной реструктуризации форм хозяйствования. Однако основной формой хозяйствования остаются колхозы и совхозы (табл. 2.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: