Полезность. Закон убывающей предельной полезности

Теория поведения потребителя.

Потребность – это объективная нужда в чем – либо необходимом для обеспечения жизнедеятельности человека, развития его личности.

В экономической науке существуют различные критерии классификации потребностей, но поскольку речь идет об экономическом субъекте (человек в хозяйственной деятельности), то его личные потребности подразделяются на:

· потребности воспроизводства рабочей силы;

· потребности всестороннего развития личности.

Потребности воспроизводства рабочей силы отражают условия производственной деятельности человека (пище, одежде, жилье, транспорте). Стремление полнее удовлетворить потребности побуждает человека постоянно и добросовестно трудиться, повышать свою квалификацию.

Вторая группа потребностей – это потребности всестороннего развития личности, на много сложнее и многограннее, поскольку отражает все условия жизнедеятельности человека в обществе. Это потребности социально-активной личности. Они предполагают потребности в физическом и духовном совершенствовании, творческой деятельности, культурном и эстетическом воспитании. Удовлетворение этих потребностей делает человека утонченным и возвышенным, предполагает потребление особенных благ и услуг (занятия спортом, изучение художественной литературы и т.д.)

Развитие и формирование потребностей человека – это процесс объективный, он определяется действием всеобщего экономического закона возвышения потребностей.

Государство в определенной степени воздействует на процесс формирования потребностей через свою социально-экономическую политика:

ü обязательное бесплатное среднее образование;

ü страховая медицина;

ü пропаганда здорового образа жизни и т.д.

Однако, значительную роль в выборе товаров и способов удовлетворения потребностей принадлежит человеку. Что купить и, в каком количестве – решает потребитель, и именно он определяет объем и структуру потребностей.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителя на разнообразные товары и услуги, с учетом их доходов и личных предпочтений, что определяет развитие производства этих товаров и услуг, и предложения на рынках.

Перед каждым потребителем стоят 3 вопроса:

Что купить?

Сколько стоит?

Хватит ли на это денег?

Для того, чтобы ответить на 1 вопрос, необходимо выяснить полезность вещи для потребителя.

Чтобы ответить на 2 вопрос - исследовать цену.

Чтобы решить 3 вопрос, определить доход потребителя.

Эти 3 проблемы: полезность, цена и доход и составляют содержание теории поведения потребителя.

В современной теории потребителя предполагают, что:

· денежный доход потребителя ограничен;

· цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

· все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;

· потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория поведения потребителя основывается на следующих утверждениях:

1. Множественность видов потребления – каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2. Не насыщенность – потребитель стремится иметь большее количество товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех благ всегда положительна.

3. Транзитивность – теория потребительского поведения исходит из постоянства и определенных согласованных вкусов потребителя. Логически - это может быть выражено следующим образом:

Если А,В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между набором А и В, и между В и С, то он также безразличен и между А и С.

4. Субституция (замещение) – потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат в замен большее количество блага субститута.

5. Предельная полезность – предельная полезность какого-либо блага уменьшается с увеличением общего количества, которым располагает потребитель.

На рынке потребитель сталкивается с множеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, обладающих для него определенной полезностью

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Различают: общую и предельную полезность.

Общая полезность – это удовлетворение, которое получает человек от потребления определенного набора единиц товара.

Предельной называют полезность, равную приращению увеличенной полезности в результате приобретения дополнительных единиц данного товара.

Максимальное удовлетворение общей полезности достигается в т.А, когда предельная полезность становится равной 0 (нулю). Это и означает, что благо полностью удовлетворило потребность. Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательная), то общая полезность снижается (отрезок АВ на обоих графиках).

Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц товара известно под названием Закона убывающей предельной полезности.

Полезность – понятие субъективное, поэтому оно не поддается точному, количественному измерению.

Экономисты, пытаясь вычислить предельную полезность, вводят условную единицу - ютиль, с помощью которой определяется степень удовлетворения потребности.

Совокупную полезность любого количества продукта определяют путем суммирования показателей предельной полезности.

Например:

Потребитель покупает 10 единиц товара (яблоки). Общая полезность этого количества равна U (ютилей). Если покупается 11ое яблоко, то общая полезность увеличится и будет равна U1. Предельная полезность.т.е. удовлетворение от потребления 11ого яблока определяется так:

Если каждая последующая единица товара обладает все меньшей и меньшей полезностью, то покупатель станет покупать дополнительные единицы товара лишь при условии снижения их цены.

Закон убывающей предельной полезности позволяет обосновать Закон падающего спроса, а также объяснить, как следует покупателю распределить свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые он может купить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: