Но управленческих технологий

Информационные ресурсы как объект информационных систем

Информация – один из самых ценных ресурсов общества. Информация представляет собой один из самых ценных ресурсов общества, таких как естественные ископаемые, поэтому процесс обработки информации закономерно воспринимать как технологию. В современном информационном обществе информация – это важнейший стратегический ресурс.

Информационные ресурсы (ИР) - это информация, которая имеет определенную ценность и может быть использована человеком в производительной деятельности

Информационные ресурсы и документопотоки – основные составляющие информационных технологий и систем. ИР - это отдельные документы или массивы документов у ИС (библиотеках, архивах, фондах, банках данных). Они используются во всех сферах человеческой деятельности. Это понятие широко применяется рядом с такими понятиями, как материальные, энергетические и трудовые ресурсы. Можно рассматривать ИР отдельной личности, подраздела, предприятия, страны, корпорации.

ИР - основной объект информационных технологий. ИТ играют роль генераторов дополнительной стоимости ИР, создавая информационные продукты и превращая информационное сырье. Себестоимость информационных продуктов может повышаться за счет их модификации, введения новых процедур обработки данных.

Использование ИР увеличивает также дополнительную стоимость других ресурсов, снижает потребности в земле, труде и капитале, расходы сырья и энергии, приводит к развитию новых видов производства и освобождения людей от рутинного труда.

Общеизвестно, что, применяя разные технологии к одному же тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия. Технология материального производства описывает средства и методы изготовления продукции, изменения свойств сырья и материалов. Она изменяет качество и начальное состояние материи с целью получения материального продукта. Это справедливо и для технологий переделывания информации.

Например, для подготовки реферата на заданную тему каждый студент находит соответствующие ИР и на основе собственных знаний отбирает из них наиболее существенные сведения. Информационный продукт, который получает студент (решение задачи), зависит от того, какую технологию он избирает.

Кодировка - процедура присвоения объекта кодового обозначения. Система кодировки применяется для замены названий объекта на условное обозначение (код) с целью обеспечения удобной и эффективной обработки информации. В процессе кодировки объектам присваивают цифровые, литерные или цифрово-литерные обозначения - коды.

Каждый код характеризуется:

- алфавитом;

- основой;

- длиной;

- структурой.

Алфавит кода – это совокупность символов, которые используются для его создания, - букв, цифр и тому подобное.

Основа кода – это количество элементов алфавита.

Длина кода – количество символов алфавита, что используются для кодировки объекта.

Структура кода определяет его состав и последовательность размещения знаков в нем.

Алфавит и основа кода, если задана структура, определяют вместимость кода, то есть количество объектов, которые могут быть закодированы этим кодом без нарушения его структуры.

Вместимость кода Е, если задано его длину l и основу а, можно определить за формулой

(1.1)

Можно выделить две группы методов, которые используются в системе кодировки:

- классификационную систему кодировки, ориентированную на проведение предыдущей классификации объектов на основе иерархической системы или на основе фасетной системы;

- регистрационную систему кодировки, что не нуждается в предыдущей классификации объектов.

Существуют четыре системы кодировки экономической информации.

1. Порядковая (регистрационная) система создания кода из натуральных чисел.

Алфавит этого кода составляют числа 0, 1,...,9; основа кода равняется 10.

2. Серийно-порядковая система создания кода из натуральных чисел и закрепления серий (диапазонов) кодов за объектами с одинаковыми признаками.

3. Последовательная система построения кода с использованием кодов последовательно размещенных классификационных группировок, добытых в результате применения иерархической системы классификации.

4. Параллельная система образования кода из кодов независимых группировок, добытых в результате применения фасетной классификации.

Кодировка широко применяется во время автоматизированной обработки информации в финансово-кредитных учреждениях. При этом кодируются не только объекты, но и сами процессы и операции обработки, технологии, модели и тому подобное. Благодаря такому подходу удается существенно уменьшить объемы данных, а следовательно, и время их обработки.

Кодировку данных применяют не только для упрощения их обработки, но и для шифровки, чтобы скрыть содержание информации. Шифровка как технологическая операция осложняет процесс обработки данных и увеличивает общие расходы времени за счет операций шифровки и расшифровки.

Кодировка должна обеспечивать в процессе автоматизированной обработки информации:

- решение всех задач при минимальной длине кода;

- единство кодов для всех задач, всех комплексов, подсистем и уровней управления;

- информационные связи для взаимоувязанных систем;

- возможность автоматического контроля за правильностью кодировки.

Кодировать объекты можно разными способами: вручную, автоматизировано (с помощью ЭВМ), с помощью специального оборудования и тому подобное.

Чтобы спроектировать код, нужно:

- определить совокупность объектов, которые нужны кодировать;

- избрать систему классификации и кодировки;

- определить длину кода и описать его структуру.

Во время автоматизированной обработки экономической информации важно контролировать правильность кодов данных, которые вводятся из первичных документов, передаются и обрабатываются в ИС

Поэтому следует обеспечить автоматический контроль правильности кодов.

Автоматизация контроля правильности кодов базируется по большей части на использовании метода контрольных чисел (контрольных разрядов). Суть этого метода заключается в том, что к коду, который нужен контролировать, добавляют еще один разряд, значение которого вычисляется за значениями других разрядов кода.

Код объекта

, (1.2)

который нужен контролировать, заменяют на код

, (1.3)

где .

Автоматическое вычисление значения контрольного разряда и его сравнения с переданным или введенным значением обеспечивает контроль правильности передачи или ввода других разрядов кода.

Найрозповсюдженишой функцией, за которой определяется значение контрольного разряда, есть простое арифметическое суммирование:

(1.4)

Развитие международных торговых и производственных отношений приводит к росту товарных и информационных потоков, которые необходимо обрабатывать в условиях территориальной рассредоточенности производителей и потребителей продукции.

Трудности учета информации о товаре на его упаковке, наличие неточностей в сопроводительной документации, отсутствие достоверной и своевременной информации у поставщиков продукции о поступлении товара к покупателю приводят к необходимости автоматизации маркировки и идентификации товара. Целью штриховой кодировки является отображение основных информационных характеристик товара в штрихах-кодах, что обеспечивает возможность проследить за движением товара к потребителю.

Технология штриховой кодировки предназначена для осуществления автоматизированной записи, считывания и идентификации информации об объектах или бизнес-процессах. Эта технология основана на использовании бинарного кода для записи и запоминания в виде последовательностей штрихов.

Штриховой код - это последовательность широких и узких, темных и светлых полос, которым присваиваются логические значения (широким - 1, узким - 0).

В разных странах мира применяют три системы штриховой кодировки:

UPC - универсальный товарный код, разработанный в США. Его применяют в странах Америки;

EAN - товарный код, созданный в ЕС на базе UPC Европейской ассоциацией товарной нумерации (EAN International);

UCC/EAN - единственный стандартизированный штриховой код, созданный организациями США и Канады (Uniform Code Council) EAN International.

Коды типу EAN и UCC/EAN широко используют во всех странах мира, в том числе - в Украине. В каждой системе существуют свои типы кодов: UPC-12, EAN-8, EAN-12, EAN-13, EAN-14, UCC/EAN-128 (Code 39).

Использование штриховых кодов обеспечивает совместную деятельность производителей и потребителей товаров на единственном товарном рынке. Эта технология предоставляет защиту продукции путем ее оперативного учета, управления потоками информации о передвижении и использовании продукции, поиске сведений об этих процессах по запросу в реальном времени на основе идентификации объектов. Кроме того, эта технология убыстряет обмен информацией как внутри предприятия, так и между предприятиями с помощью методов и средств электронного обмена данными.

Принципиальные изменения в отношении человека к информации состоялись в связи с возможностью перейти от ручных способов сбора и обработки информации к автоматизированным.

Рост информационных потоков приводит к увеличению количества людей, которые работают в информационной сфере. С развитием производительных сил, осложнением производства, его специализацией и кооперацией наблюдается усиление этой тенденции в силу того, что объем информации постоянно увеличивается, а сложность обработки растет. Поэтому производительность труда людей, занятых в информационной сфере, растет намного медленнее, чем тех, что непосредственно создают материальные ценности.

Осложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов всех сфер деятельности человека привели к росту потребностей в знаниях, создание других средств удовлетворения этих потребностей.

Экстенсивные средства эволюции человечества оказались практически исчерпанные, но развитие телекоммуникаций, ИТ, вычислительной техники дает новый импульс для создания информационного общества.

Объем информации увеличивается в геометрической прогрессии, вместо этого расходы на хранение, передачу, переделывания информации преувеличивают расходы на энергетику, следовательно большая часть работоспособного населения переходит работать в информационные сферы. Движущей силой развития общества становится производство информационного, а не материального продукта, а товар при современных условиях становится информационно емнишим, информационный фактор влияет на его дизайн, маркетинг и стоимость. Ближайшее на пути к информационному обществу находятся страны с высоко развитой информационной инфраструктурой: Япония, США, Германия. Например, научные технопарки, которые образовались в процессе интеграции науки, промышленности и современных информационных технологий, все больше влияют на электронный бизнес.

Особенное место в системе информации и информационных ресурсов занимает экономическая информация. она имеет достаточно ярко определенную специфику, связанную с характером ее использования в управлении производством, ее назначением и источниками получения. Информация, которую человек использует в своей производственной деятельности, становится информационным ресурсом, а в информационном обществе именно информационные ресурсы и средства их обработки – информационные технологии и системы - определяют уровень экономического развития.

Экономическая информация- совокупность данных, которые отображают явления экономического положения общества. Это инструмент организационно-экономического управления. В сфере материального производства она является инструментом управления производством и экономикой.

В управлении производством выделяют информационные процессы, в которых информация исполняет роль предмета или продукта труда. Информационный процесс управления можно рассматривать как превращение входных данных на экономическую информацию, необходимую для принятия решений.

Экономической информации присущие определенные особенности, которые выплывают из ее сущности. Важнейшими из них есть:

- зависимость от объекта управления;

- подавляющее использование символьного представления данных;

- значительный объем информации, что обрабатывается;

- разнообразие методов обработки входных данных в зависимости от целей обработки;

- потребность в средствах обобщения информации при передаче с низшего звена управления до более высокого.

Экономическая информация классифицируется за стадиями воссоздания и элементами производственного процесса, что рассматриваются как объект управления. Поэтому можно рассматривать информацию снабжения и распределения, за материальными и трудовыми ресурсами. Информация, которая используется для принятия управленческих решений, очень разнообразная по своему содержанию. С точки зрения функций управления экономическая информация разделяется на прогнозную, плановую, учетную, аналитическую, и в свою очередь плановая информация бывает перспективной, технико-экономической и оперативного планирования. Например, учетно-операционная деятельность банков оперирует учетной информацией, однако для анализа и контроля хозяйственной деятельности клиентов банки используют экономическую, техническую, нормативно-справочную, директивную информацию и другую информацию.

Экономическую информацию можно также классифицировать за характером ее использования в управлении на: входную: первичную; повидомлюючу; директивную; нормативно-справочную; производную: учетную, прогнозную, плановую; исходную.

Таким образом, информация является основным объектом и основным продуктом ИТ. Создание ИС невозможно без учета форм представления информации, способов оценки ее количества и качества. Информационное общество - это общество, в котором большинство работоспособного населения занято в сфере применения ИСТ. Информация, которую человек использует в своей производственной деятельности, становится информационным ресурсом, а в информационном обществе именно информационные ресурсы и средства их обработки – информационные технологии и системы - определяют уровень экономического развития.

В истории развития цивилизации состоялось несколько информационных революций, в результате которых увеличивалась частица людей, которые профессионально занимаются обработкой информации.

Информационная революция – это превращение общественных отношений, которые происходят в результате изменений в информационных технологиях (рис.1.5).

Выделяются три стадии развития мирового хозяйства: доиндустриальна, индустриальная та постиндустриальная. В истории развития цивилизации состоялось несколько информационных революций – перестройка общественных отношений в связи с кардинальным изменением в сфере обработки информации. Последствиями подобных превращений стало приобретение человечеством нового качества. Обращается внимание на тесную взаимосвязь технологических и информационных революций, приходится, что основа каждой технологической революции, а именно умовоутворювальна, – это информационная. Обычно, под технологической революцией понимается радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада (то есть средств и способов организации общественного производства и жизнеобеспечения общества).

Сущность информационной революции заключается у “...зміні инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения”. Таким образом, информационная революция обеспечивает общество всем необходимым для того, чтобы оно смогло осуществить переход на качественно новый уровень технологического развития.

Начиная с самых давних времен человечество обращало внимание на необходимость получения нужных знаний для удовлетворения своих социальных, политических, эстетичных, художественных, гедонистичних и многих других потребностей, без чего невозможный процесс социализации человека. Еще в давних трактатах отмечалось, что жизнь человека протекает в трех измерениях: энергетическому, гравитационному и информационному. Информационное измерение – неисчерпаемый поток информации, очень разнообразной, насыщенной, которая пронизывает весь окружающий мир. Давний человек в процессе взаимодействия с окружающей средой имел способность переводить близлежащую реальность в символы и строить из них целые системы или даже символические миры, а способность воспринимать, передавать, хранить и использовать информацию была присущая самым давним цивилизациям (например, пользование пиктограммами в Древнеиндийской, Давньоегипетский, Скифской цивилизациях). Такая самобытная информация была на службе человека длительное время, она существует и в настоящее время (например, эмблемы конгрессов, конференций и тому подобное).

С появлением языка, ее разнообразными нюансами, синтаксическими и морфологическими свойствами для передачи всей неисчерпаемой палитры информации возникла возможность ее быстрого развития, происходило последующее осложнение и обогащение содержания социального общения. Человек открывал новый информационный мир. При этом она стремилась устранить недостатки языкового общения, используя средства, способные покорить пространство и время, то есть обеспечить швидкиснисть передачи информации. Одновременно формируются и экономические отношения по поводу обеспечения информационного взаимодействия между людьми. Причем эта двойственность информационных отношений (с одной стороны, удовлетворять общественные потребности людей в общении, а из другого – одновременно обеспечивать воссоздание экономических условий функционирования и развития информационного рынка как относительно самостоятельной подсистемы в экономической системе общества) с развитием рынка отношений вообще только усиливалась.

Новый мощный импульс информационного процесса – так называемая первая информационная революция – связанный с возникновением грамотности, что повлекло гигантский качественный и количественный прыжок. Следовательно, возникла возможность передавать знание от одной человеческой генерации другим, следующим. Вторая информационная революция (середина XVI ст.) была вызвана возникновением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX ст.) обусловленная изобретением электричества, созданием телеграфа, телефона, радио, что позволили оперативно передавать и накапливать информацию в каком-нибудь объеме. Четвертая (70-ые гг. XX ст.), связанная с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуется тремя последовательными изобретениями: переходом от механических и электрических средств превращения информации к электронным; миниатюризацией всех узлов, оборудования, приборов машин; созданием программно-управляемого оборудования и процессов. Приведенный перечень информационных революций не является общепринятым. Например, их наводится три. Третья – возникновение электронно-вычислительных машин.

Последняя информационная революция выдвинула на передний план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для продуцирования новых знаний. Ее важнейшими составляющими стали все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации, которые опираются на достижение в сфере компьютерной техники и средств связи. Следовательно, осложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение в динамике процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в информации, а из другого – к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. Именно на индустриальной стадии развития человечества информационный рынок окончательно приобрел завершенность как относительно отделенный сектор экономики и самостоятельный вид предпринимательской деятельности.

Таким образом, первая информационная революция связана с изобретением письменности, что сделало возможным накопление опыта человечества в разных отраслях деятельности и привело к изменениям в средствах передачи информации от поколения к поколению. Вторая информационная революция (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания, что существенно упростило и пришвидшило передачу информации. Третья информационная революция (конец XIX века) обусловлена применением электричества для обработки и передачи информации на большие расстояния (телеграф, телефон, радио). Четвертая информационная революция (70р. XX ст.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и применением персональных компьютеров для обработки информации. Пятая информационная революция (начало XXI века) обусловлена развитием телекоммуникаций и привела к постепенному переходу к информационному обществу.

Новые информационные технологии изменяют характер информационного взаимодействия общества и государства, расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разной информации, увеличивают возможности их участия в процессе принятия политических решений и слежке за действиями правительства, предоставляют возможность активно производить информационный ресурс, а не только потреблять его, обеспечивают средства защиты личной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций. Интенсивное внедрение информационных технологий в государственные органы дает возможность приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги для населения, повысить внутреннюю эффективность и сократить расходы на государственный сектор, стимулировать создание новых информационных товаров и услуг.

Признаки сформулированы Б.Е. Патоном для какой-нибудь новой технологии.

Основными признаками новых информационных технологий являются такие:

- создание новых видов высококачественной информационной продукции;

- оптимальное сочетание разных технологических процессов;

- минимизация вложенных в производство средств.

Главной причиной использования новых информационных технологий является их способность качественно увеличивать эффективность производства и конкурентоспособность предприятия.

Новые информационные технологии, которые производят определенный набор продуктов и услуг; информационные структуры, которые покупают услуги или используют информационные технологии; среда, в котором возникают, существуют и взаимодействуют как информационные технологии, так и информационные структуры (центры, которые переделывают информацию и предоставляют информационные услуги, банки данных, системы обслуживания технических средств, системы сбора и подготовки информации) – эта совокупность образует информационную среду рынка. Основное место в нем занимают информационные структуры: их развитие определяет не только внутренние закономерности информационной среды рынка, но и в значительной мере механизмы развития общества в целом. Интересы и потребности общества, что отображаются в динамике развития этих структур, обеспечивают целеустремленное развитие информационной среды и распространяют стандарты информационной экономики.

Роль информации в современной экономике подчеркивает ее место в рыночной инфраструктуре. Рыночная инфраструктура (РОС) - это совокупность элементов, которые обеспечивают бесперебойное многоуровневое (на макро- и микроуровнях) функционирование хозяйственных взаимосвязей, взаимодействие субъектов рыночной экономики и регулирующих движение товарно-денежных потоков. В ее содержании выделяют 4 взаємопроникаючі составляющие: институционную, информационную, нормообразуючу и ментальную (табл. 1.3).

Именно активную функцию РОС осуществляет информация о процессах, которые происходят в ее недрах, своеобразные сигналы обратной связи РОС со всей экономической системой.

Поэтому элементом современной РОС есть информационные сети и потоки, а также институты, что их обеспечивают (включая средства массовой информации, сети Интернет, информационный и рекламный бизнес), благодаря которым она может существовать как единственное целое, не только направляя функционирование рыночной экономики, но и способствуя оптимизации движения товарно-денежных потоков. Вне информационной составляющей РОС не может существовать, поскольку в меру развития экономики производство и распространение информации постепенно замещает традиционное производство материальных благ. Именно единство институционной и информационной составляющих образует такое названное внутреннее содержание рыночной инфраструктуры.

Информационная составляющая исполняет важную роль. Она обеспечивает связь РОС с внешней средой, который для нее выступает вся другая часть экономической системы. Но информация идет не только с РОС внешне, но и возвращается обратно в институты РОС. Идет беспрестанный обмен информацией между подсистемами, который не может быть нейтральным процессом, а есть, в сущности, беспрестанным их взаимным приспособлением. Здесь возникает необходимость периодического закрепления сигналов прямой и обратной связи. Как для предоставления устойчивости работе систем, так и для фиксации достигнутого оптимума.

Современное общество превращается из индустриального на информационное, которое характеризуется не только технологической составляющей, но и соответствующим уровнем развития культуры, знаний, уровнем образования, опережающими темпами развития науки и наукоемких технологий. В информационном обществе большая часть работоспособного населения занята в сфере обработки информации.

О переходе к информационному обществу свидетельствуют такие реалии настоящего:

- прозрачность географических и геополитических границ в условиях международного информационного обмена;

- глобализация информационных потоков и формирования способов и средств информационного обмена, что слабо поддаются контролю государствами;

- расширение возможностей непосредственных контактов между разными социальными и политическими группами;

- появление новых форм и видов деятельности в информационных сетях (работа, торговля, отдых, творчество, развлечения, образование, медицинские услуги и тому подобное);

- развитие новой мультимедийной среды, которая предоставляет возможность конструировать виртуальные миры и действовать у них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: