Марксистская концепция политики

Политическая мысль Нового времени.

Возрождение в области политической философии приходится на Х1У – ХУ1 вв. и предстает в виде обоснования самостоятельности и обособленности светской власти по отношению к церковной власти, а также идеи верховенства представительного народовластия (Марсилий Падуанский). Оно сопровождается радикальным пересмотром доминирующих в средневековом обществе религиозно-философских учений о государстве и законе в пользу их замены более мирскими теоретическими построениями, основанными главным образом на обобщении новой социальной и политической обстановки в европейских странах (Н.Макиавелли, Ж.Боден).

Важное направление перемен в европейской политической мысли связано с последствиями радикальных политических потрясений, которые пережили в начале Новой истории европейские народы и государства. Они вызвали крушение ряда древних монархических режимов с их сословной иерархией и привилегиями и появление впервые в истории этих стран республиканских режимов власти и управления. Эти новые режимы провозгласили и реализовали на практике идеи верховного правления народа, необходимости гарантий неотчуждаемых прав человека на жизнь и свободу, на равенство всех граждан перед требованиями закона, справедливости и общего блага. Возникающие на этой основе новые идейно-доктринальные и политические структуры создают предпосылки для формирования общества свободных и равных граждан, в котором обеспечивается конституционное признание некоего минимума неотъемлемых прав и свобод сограждан, а также незыблемость народного правления, высокая авторитетность и принуждающая сила конституционных законов страны для сограждан и служителей государства и др.

Политическая мысль Х1Х века, связанная с победой Великой французской революции, утверждением индустриального общества и буржуазной государственности, характеризуется рядом общих закономерностей: пристальным вниманием к анализу социальных основ политики и к взаимодействию экономики и политики; широким распространением позитивизма в изучении политико-правовой проблематики; становлением, утверждением и расцветом таких важнейших направлений политической теории и практики, как либерализм, консерватизм, социализм, марксизм.

Специфика марксистской историко-материалистической концепции государства и права состоит в анализе явлений политической и правовой жизни как составных частей классовой общественно-экономической формации, отказе от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического порядка. Этот подход базируется на идее зависимости государства и права от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения классовых сил в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: