Традиция греческого атомизма связана с двумя именами - Левкиппа и Демокрита.
Атомисты (материалистическая философия) Демокрит, Левкипп – строительным материалом всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».
Демокрит – основоположник материалистического направления в философии. Основные положения учения Демокрита:
1)весь материальный мир состоит из атомов;
2)атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего;
3)атом – неделим (опровергнуто наукой только в наши дни);
4)атом – имеют различную величину, форму;
5)атом – находится в вечном движении;
6)существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
7)атом – невозможно «увидеть» путем чувственного познания.
Кризис, а затем и упадок афинской демократии, ставший особенно очевидным после поражения Афин в Пелопонесской войне, стал почвой и для всеобъемлющего духовного кризиса, в развитие которого, наряду с другими, внесли свой вклад и поздние софисты. Вместе с тем эти болезненные явления сыграли роль своеобразного вызова времени, ответом на который стал небывалый духовный подъем; он не был, однако, всеобщим и охватил лишь узкий круг интеллектуалов.
|
|
Софист – мудрец, учитель мудрости, философская школа в Древней Греции (5-перв пол 4в. до н.э.). Выступали не столько в качестве философов – теоретиков, сколько в качестве философов – педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний.
Представители:
1)старшие софисты 5в. до н.э. – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
2)младшие – Ликофрон, Алкидамант, Трассимах;
3)Сократ – официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.
Особенности:
1)критическое отношение к окружающей действительности;
2)стремление все проверить на практике; логически доказать правильность или направить той или иной мысли;
3)неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
4)стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
5)восприятие норма морали не как абсолютной данности, а как предмета критики;
6)субъективизм в оценках и суждениях, отрицания объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
Особенности:
1)Свое философское кредо он выразил в высказывании «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека.
|
|
2)Одному из современников Протагора приписывается создание произведения «Двоякие речи», которые также подводит к мысли об относительности бытия и познания («Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков».) и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.
3)Оригинально для того времени и отношение Протагора к богам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос темен, и людская жизнь коротка».
Основные положения его философии:
1)вне человеческого сознания ничего не существует;
2)нет ничего раз и навсегда данного;
3)окружающий мир относителен;
4)что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;
5)объективное (истинное) познание недостижимо;
6)существует только мир мнения.
Сократ (469 – 399гг. до н.э.) – излагал свое учение только устно, в форме беседы, спора.
Сократ превзошел всех своею мудростью. Философ, убежденный в том, что истина пока от него скрыта, чтобы утвердиться в своем убеждении, решил поговорить с теми, кого он считал умнее себя. К его большому изумлению, в ходе этих разговоров обнаружилось, что его собеседники столь же далеки от постижения истины, хоть и полны интеллектуального самодовольства. Сократ сказал: «Я по крайней мере знаю, что ничего не знаю, а они не знают даже этого». (Означает: Очищение сознания от излишней самоуверенности).
Бога Сократ рассматривает как универсальную основу миропорядка и мироздания.
Центральный тезис сократовской этики – «ничего сверх меры» - акцентирует на проблему познания меры.
«Лучший» - тот, кто знает, что именно есть добродетель; знающий благо поступает в соответствии с этим знанием.
В возрасте 70лет он был приговорен к смертной казни по обвинению в том, что он «не чтит богов, которых чтит город, и развращает юношество». Основной вопрос его философии: каким образом может строиться человеческое знание о мире?
С Сократа начинается оформление философии как рефлексивной теоретической дисциплины.
Его ученики: Ксенофонт, Платон.
Особенности:
1)Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ – педагог.
2)Основной метод, выработанный Сократом – майевтика (рождение знания) – суть в том, что благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
3)Сократ вёл свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, ранках, в форме открытой беседы (диалог, спор), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро, зло, любовь, счастье, честность.
4)Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания.
5)Сократ не был понят официальными властями, воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устав общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был приговорен в 399г до н.э. к смерти и принял чашу с ядом.
«Сократические школы» - философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками.
1.Академия Платона – религиозно – философская школа, созданная Платоном в 385г до н.э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов, муз и просуществовала до 6в н.э.
2.Киники – философская школа, которая обосновала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках.
|
|
(Антисфен, Диоген Синопский)
Диоген – (точные даты неизвестны, жил в 4в до н.э. современник А.Македонского) – наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (т.к. одно из прозвищ Диоген – «кинос», собака, что на греческом языке созвучно слову киник). В действительности название – от слова «киносарг» - холм, гимназии в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.
Особенности:
1)Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний (жил в бочке, заявил царю А.Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце!» и т.д.);
2)Выдвинул лозунг: «Без общины, без дома, без отечества» (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);
3) ввел понятие «гражданин мира».
4)отвергал брак; жестко высмеивал сторонников традиционного тобраза жизни;
5)не признавал никаких законов, кроме закона природы;
6)гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
7)идеализировал жизнь первобытных людей и животных
3.Киренская школа – основана в 4в до н.э. Аристипом из Кирены, учеником Сократа. (Киренаики).
1)выступали против изучения природы;
2)высшим благом считал наслаждение; целью жизни видели наслаждение, счастье воспринимали как средство для достижения наслаждения.
4.Мегарская школа – основана учеником Сократа – Евклидом из Мегары в 4в до н.э.
(Евбулид, Диодор Крон)
1)Считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию – Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.
2)помимо философских теоретических изысканий вели активную практическую деятельность (занимались софистикой) и получили прозвище «спорщики».
|
|
3)Представители Евбулид – стали авторами известных апорий, т.е. парадоксов – «Куча» и «Лысый», с помощью которых пытались понять диалектику перехода количества в качество.
Апория «Куча»: «Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникнет куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?»
Апория «Лысый» - «Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становится лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?»