Новосибирск 2011

Ясакова Наталья Тихоновна

Медицинской генетики и биологии

Факультет фармацевтический

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра медицинской генетики и биологии

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ГБОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)

Контрольные задания по биологии

для студентов-заочников фармацевтического факультета

на межсессионный период

Новосибирск-2011

Уважаемые студенты-заочники фармацевтического факультета!

Предлагаем вам в межсессионный период выполнить контрольную работу по биологии, которая включает следующие задания:

1. Нарисовать эукариотическую клетку и подписать на рисунке следующие структуры:

Ядро

Ядрышко

Хроматин

Кариолемма

Кариолимфа

Пластинчатый аппарат (комплекс Гольджи)

Эндоплазматическая сеть (гранулярный компонент)

Эндоплазматическая сеть (агранулярный компонент)

Митохондрии

Первичные лизосомы

Пищеварительные вакуоли

Аутофагосомы

Остаточные тельца

Центриоли

Центросфера

Цитоплазматическая мембрана

Микротрубочки

Микроворсинки

Включения кристаллические

Включения гранулярные

Пиноцитозные вакуоли

Фагосомы в процессе образования.

2. Заполнить графы «Сводной таблицы характеристик наиболее распространенных возбудителей паразитарных заболеваний».

3. Представить подробное решение четырех генетических задач (по одной из каждого раздела) в соответствии с предложенной памяткой.

4. Выполнить предложенные тестовые задания с единственным правильным ответом из 4-х предложенных.

Удачи!

Примечание: работу следует выполнить в отдельной подписанной тетради,

на обложке которой оформлена следующим образом:

(ГБОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)

Контрольная работа по дисциплине «Биология»

Выполнил студент: Иванов Иван Иванович

Курс 1, Группа 1,

Номер зачетной книжки___________

заочное образование

Проверил:

преподаватель кафедры

дата: ___________

оценка: __________

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ХАРАКТЕРИСТИК НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ПАРАЗИТАРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.

Возбудитель Систематическое положение (тип, класс) Лока- лиза-ция в орга-низме Обстоятельства зараже- ния Проме- жуточн- ый хозяин Окончательный хозяин Пере- носчик Диаг- ностика Профи- лактика
1.Лямблия                
2.Дизентерийная амеба                
3.Балантидий.                
4.Трихомонады.                
5.Токсоплазма                
6.Лейшмании                
7.Трипаносомы                
8.Широ- кий лентец                
9.Бычий цепень                
10.Свиной цепень                
11.Эхинококк                
12.Альвеококк                
13.Власоглав                
14.Острица                
15.Аскарида                

Памятка

для решения четырех генетических задач (по одной из каждого раздела)

При выполнении задания, связанного с решением задач из разных разделов генетики, следует соблюдать ряд простых правил:

- для каждой задачи отдельно вводить буквенные обозначения признаков, рассматриваемых в задаче;

- записывать схему решения в традиционном варианте:

P:………………………

G:……………………….

F1……………………….

- обязательно обосновывать выводы;

- вероятность выражать в процентах либо долях от единицы.

Раздел 1.

1. У фенотипически здоровых родителей первый ребенок погиб от ихтиоза (рецессивный аутосомный признак). Определите вероятность повторного рождения больного ребенка в этой семье.

2. Ахондроплазия (карликовость за счет укорочения конечностей) контролируется доминантным геном, не сцепленным с полом. Определить вероятность рождения здорового ребенка от фенотипически здоровой матери и больного отца. Известно, что оба дедушки будущего малыша страдали ахондроплазией, а обе бабушки были здоровы.

3. Некоторые формы глухонемоты у человека наследуются как рецессивные аутосомные признаки. Определите вероятность рождения больного ребенка у родителей с нормальным слухом, если известно, что его бабушка по матери и дедушка по отцу страдали именно этой формой глухоты.

Раздел 2.

1. Гены, отвечающие за синдром Дубовица (микроцефалия, отставание в физическом развитии) и атрофию зрительного нерва (синдром Бэра) наследуются по рецессивному типу и расположены в разных парах аутосом. В близкородственном браке фенотипически здоровых родителей первый ребенок имеет атрофию зрительного нерва, а у второго установлен диагноз синдрома Дубовица. Определить вероятность рождения здорового ребенка в этой семье.

2. У фенотипически нормальных родителей первый ребенок имеет синдром С (монголоидный разрез глаз; маленький нос; косоглазие; скелетные аномалии), а у второго установлена предрасположенность к сахарному диабету. Оба признака контролируются рецессивными генами, принадлежащими к разным группам сцепления. Определить вероятность рождения здорового ребенка в этой семье.

3. В семье фенотипически нормальных кареглазых родителей у первого ребенка установлен диагноз синдрома Папийона—Лефевра (гиперкератоз ладоней и подошв), который наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Определить вероятность рождения у них здоровой кареглазой девочки, если известно, что обе бабушки будущего ребенка были голубоглазыми, и локусы, ответственные за указанные признаки, принадлежат к разным группам сцепления.

Раздел 3.

1. Ген, определяющий развитие одной из форм врожденной катаракты, находится в Х-хромосоме и наследуется по рецессивному типу. У фенотипически здоровых родителей первый ребенок - мальчик с признаками катаракты. Определить вероятность рождения повторного рождения мальчика с таким заболеванием в этой семье.

2. Гипоплазия эмали (резкое истончение, сопровождающееся изменением цвета зубов) наследуется по Х-сцепленному доминантному типу. Первый ребенок в семье - больной мальчик, второй - здоровая девочка. Определите вероятность рождения здорового мальчика у этой супружеской пары. Известно, что больна мать, а отец здоров.

3. У фенотипически здоровых родителей первый ребенок – мальчик-гемофилик. Определить вероятность рождения здорового мальчика в этой семье, если известно, что гемофилия наследуется по рецессивному варианту, сцеплено с полом.

Раздел 4.

1. Определить вероятность того, что ребенок унаследует группу крови одного из родителей, если известно, что у отца первая, а у матери – четвертая группы крови.

2. В семье четверо детей с первой, второй, третьей и четвертой группами крови. Определить группы крови их родителей.

3. У обоих родителей вторая группа крови. Может ли у них родиться ребенок с первой группой?

Тестовые задания с единственным правильным ответом из 4-х предложенных. Указывать только номер правильного ответа) для каждого вопроса. Сами вопросы не переписывать!

001. Синтез лизосом происходит:

1) в рибосомах

2) в хлоропластах

3) в ядрышке

4) в комплексе Гольджи

002. Хромопласты ― это:

1) пласты окрашенных клеток кожи

2) разновидность пластид

3) годовые кольца на деревьях

4) плоские окрашенные белки

003. Лейкопласты ― это:

1) лечебный пластырь

2) форма существования пластид

3) включения у лейкоцитов

4) разновидность лейкоцитов

004. Активное переваривание пищевых веществ в клетке осуществляется:

1) в пероксисомах

2) в лизосомах

3) в центриолях

4) в рибосомах

005. В половых клетках число хромосом:

1) триплоидное

2) диплоидное

3) гаплоидное

4) полиплоидное

006. Наука о строении и функциях клеток называется:

1) гистология

2) цитология

3) экология

4) сейсмология

007. К прокариотам относятся:

1) человек

2) инфузория

3) сине-зеленые водоросли

4) комары

008. ДНК в соединении с белком образует:

1) миозин

2) хроматин

3) рибосомы

4) типичную мембрану

009. Во время фотосинтеза образование атомарного кислорода происходит:

1) в световую фазу

2) в темновую фазу

3) в обе эти фазы

4) образуется только СО2

010. Функции «энергетических станций» клетки выполняют:

1) лизосомы

2) рибосомы

3) митохондрии

4) центриоли

011. Источником кислорода при фотосинтезе является:

1) водород

2) вода

3) мембрана пластиды

4) СО2.

012. Совокупность хромосом, содержащихся в одном ядре, носит название:

1) генокопии

2) генофонда

3) кариотипа

4) фенотипа

013. К реакциям матричного синтеза относится:

1) трансформация

2) репликация

3) регургитация

4) трансдукция

014. В гене 1800 нуклеотидов. Сколько нуклеотидов в молекуле и-РНК, снимающей информацию с этого гена?

1) 5400

2) 1800

3) 900

4) 600

015. Третий (аэробный) этап освобождения энергии совершается:

1) в пластидах

2) в цитоплазме

3) в ядрышках

4) в митохондриях

016. Рибосомы синтезируются:

1) в цитоплазме

2) в лизосомах

3) в хромосомах

4) в ядрышках

017. В кариотипе человека число хромосом составляет:

1) 48

2) 46

3) 24

4) 23

018. ДНК присутствует:

1) в рибосомах

2) в пероксисомах

3) в митохондриях

4) в лизосомах

019. Генетический материал вируса окружен:

1) липидной оболочкой

2) белковой оболочкой

3) трехслойной мембраной

4) нет верного ответа

020. В кариотипе человека число аутосом равно:

1) 46

2) 44

3) 24

4) 23

021. В клетках животных и человека отсутствуют:

1) хромосомы

2) митохондрии

3) пластиды

4) рибосомы

022. Источником энергии, необходимой для жизни клетки, являются:

1) вода и минеральные вещества

2) витамины

3) органические вещества

4) минеральные вещества

023. Клетка ― структурная и функциональная единица живого, так как:

1) в состав клетки входят свыше 80 химических элементов

2) все клеточные белки построены из ≈ 20 аминокислот

3) в клетках непрерывно идут процессы синтеза и распада

4) все живые организмы имеют клеточное строение

024. Фаги паразитируют в клетках:

1) простейших

2) бактерий

3) плоских червей

4) низших растений

025. Синтез молекулы АТФ происходит:

1) на рибосомах

2) в центриолях

3) в лизосомах

4) в митохондриях

026. Вирусы были открыты:

1) Д. И. Ивановским

2) Ф. Туортом

3) А. П. Виноградовым

4) М. Шлейденом

027. Вирус иммунодефицита поражает в первую очередь:

1) эритроциты

2) тромбоциты

3) Т-лимфоциты

4) фагоциты

028. Вторичная структура белка, имеющая форму спирали, удерживается связями:

1) пептидными

2) ионными

3) водородными

4) ковалентными

029. ДНК имеет вид свернутой в кольцо молекулы в клетках:

1) эукариот

2) вирусов

3) эвглены зеленой

4) прокариот

030. Процесс разложения воды в клетках растений под воздействием солнечного света называют:

1) реакцией окисления

2) реакцией восстановления

3) фотосинтезом

4) фотолизом

031. Аминокислота является мономером:

1) нуклеиновой кислоты

2) карбоновой кислоты

3) белка

4) жирной кислоты

032. Нарушение природной структуры белковой молекулы называется:

1) диссеминация

2) диссоциация

3) денатурация

4) дезинтеграция

033. Мономером белка является:

1) нуклеиновая кислота

2) аминокислота

3) карбоновая кислота

4) жирная кислота

034. Первичная структура белка удерживается:

1) водородными связями

2) дисульфидными связями

3) пептидными связями

4) гидрофобными связями

035. Мономерами полисахаридов являются:

1) аминокислоты

2) моносахариды

3) нуклеотиды

4) глицерин и жирные кислоты

036. При расщеплении 1 г углевода выделяется энергии:

1) 17,6 кДж

2) 35–38 кДж

3) около10 кДж

4) 4,2 кДж

037. Составной частью нуклеотида является:

1) остаток фосфорной кислоты

2) аминокислота

3) глицерин

4) жирная кислота

038. Транскрипция ― это:

1) передача информации с ДНК на белок

2) передача информации с РНК на ДНК

3) передача информации с ДНК на РНК

4) передача информации с РНК на белок

039. Ген ― это участок молекулы:

1) белка

2) карбоновой кислоты

3) нуклеиновой кислоты

4) рибозы

040. Углеводным компонентом ДНК является:

1) рибоза

2) дезоксирибоза

3) рибонуклеаза

4) глюкоза

041. Функцией и-РНК является:

1) перенос нуклеотидов

2) транспорт аминокислот

3) передача информации о структуре белка

4) репликация ДНК

042. В клетке имеется разновидностей т-РНК:

1) 100

2) 50

3) 20

4) 2

043. Триплет ― это сочетание:

1) трех пар нуклеотидов

2) трех соседних нуклеотидов

3) трех троек нуклеотидов

4) переплетение трех пар нуклеотидов

044. Кодону ГТА на ДНК соответствует на и-РНК кодон:

1) ГАТ

2) ЦАТ

3) ЦАУ

4) ЦТА

045. Значительное количество фтора содержится:

1) в эритроцитах

2) в нервной ткани

3) в зубной эмали

4) в гормонах щитовидной железы

046. Трансляция ― это:

1) передача информации с ДНК на белок

2) передача информации с РНК на ДНК

3) передача информации с ДНК на РНК

4) передача информации с РНК на белок

047. В молекуле белка 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в молекуле и-РНК для этого белка?

1) 900

2) 600

3) 300

4) 150

048. Передача информации с РНК на ДНК ― это:

1) обратная транскрипция

2) обратная трансляция

3) трансдукция

4) трансформация

049. Центральную роль в хранении и передаче наследственных свойств клетки играют молекулы:

1) белка

2) РНК

3) ДНК

4) карбоновых кислот

050. Процесс самокопирования ДНК называется:

1) репарация

2) репликация

3) рекомбинация

4) трансляция

051. Основными компонентами рибосомы является:

1) т-РНК и белок

2) р-РНК и белок

3) белок и липиды

4) только белок

052. Определите последовательность нуклеотидов в и-РНК для участка гена ТТАЦГТААГ:

1) ААТГЦАТТЦ

2) ААУГЦАУУЦ

3) ТТУГЦАТТУ

4) ААТГЦУТТЦ

053. Единицей генетической рекомбинации является:

1) рекон

2) ген

3) мутон

4) цистрон

054. В процессе трансляции синтезируется молекула:

1) т-РНК

2) и-РНК

3) гя-РНК

4) белка

055. Расстояние между нуклеотидами в молекуле ДНК (В-форма):

1) 0,34 нм

2) 3,4 нм

3) 2 нм

4) 10 нм

056. Из перечисленных биополимеров разветвлённую структуру имеют:

1) ДНК

2) РНК

3) белки

4) полисахариды

057. Вирусы содержат:

1) только ДНК

2) либо РНК, либо ДНК

3) только РНК

4) совместно РНК и ДНК

058. Процесс биосинтеза белка протекает:

1) в лизосомах

2) в рибосомах

3) в ядрышке

4) в хромосомах

059. Универсальной формой хранения энергии в клетке является:

1) РНК

2) ДНК

3) белок

4) АТФ

060. Ширина двойной спирали ДНК составляет:

1) 100 нм

2) 20 нм

3) 10 нм

4) 2 нм

061. Свойства генетического кода ― это:

1) универсальность

2) неперекрываемость

3) вырожденность

4) все ответы верны

062. Из всех классов РНК наименьшую молекулярную массу имеет:

1) и-РНК

2) т-РНК

3) р-РНК

4) гя-РНК

063. Комплементарными являются основания:

1) аденин-гуанин

2) аденин-цитозин

3) аденин-тимин

4) цитозин-тимин

064. Модель строения молекулы ДНК разработана:

1) Д. Уотсоном и Ф. Криком

2) Р. Гуком и Р. Броуном

3) Ч. Дарвином

4) Н. И. Вавиловым

065. Примером заменимой аминокислоты являются:

1) лейцин

2) валин

3) триптофан

4) глицин

066. Репликация ДНК происходит:

1) в синтетический период (S)

2) в премитотический (G2)

3) в пресинтетический (G1)

4) в митозе

067. Пиримидиновым основанием является:

1) гуанин

2) урацил

3) аденин

4) все ответы верны

068. Репарация ― это свойство:

1) и-РНК

2) АТФ

3) т-РНК

4) ДНК

069. Структурной единицей, ответственной за синтез определенной молекулы белка, является:

1) нуклеотид

2) триплет

3) АТФ

4) ген

070. Малая 40S-субчастица эукариотической рибосомы содержит:

1) 1 молекулу РНК

2) 2 молекулы РНК

3) 3 молекулы РНК

4) 4 молекулы РНК

071. Выберите правильную последовательность фаз митоза:

1) профаза, метафаза, анафаза, телофаза

2) телофаза, метафаза, анафаза, профаза

3) анафаза, телофаза, метафаза, профаза

4) метафаза, профаза, телофаза, анафаза

072. Конъюгация гомологичных хромосом в период мейоза происходит:

1) в профазе 2

2) в анафазе 1

3) в профазе 1

4) в метафазе 2

073. Сколько хроматид в одном биваленте у кролика в профазе 1 мейоза (2п = 44)?

1) 88

2) 22

3) 11

4) 4

074. В профазе 1 мейоза в клетке обнаруживается 40 бивалентов, следовательно, в соматических клетках число хромосом составляет:

1) 120

2) 80

3) 40

4) 20

075. Удвоение ДНК в мейозе происходит:

1) между первым и вторым делениями

2) только перед вторым делением

3) перед каждым делением

4) только перед первым делением

076. В половых клетках человека число хромосом составляет:

1) 46

2) 44

3) 24

4) 23

077. Фаза жизни клетки, в течение которой происходит удвоение генетического материала, называется:

1) профаза

2) метафаза

3) интерфаза

4) анафаза

078. Молекула белка синтезируется в результате процесса:

1) трансформации

2) транскрипции

3) трансляции

4) трансдукции

079.При расщеплении 1 г жира выделяется энергии:

1) 17,6 кДж

2) 35–38 кДж

3) около10 кДж

4) 4,2 кДж

080. Репарация ДНК ― это:

1) процесс передачи наследственной информации с РНК на белок

2) процесс передачи наследственной информации с ДНК на РНК

3) самоудвоение молекулы ДНК

4) восстановление поврежденных участков в ДНК


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: