Обязательным элементом самостоятельной работы студентов по биологии является самоконтроль результатов своей учебной деятельности. Овладение умением самостоятельно контролировать и оценивать результаты учебной деятельности позволяет студентам управлять процессом приобретения знаний. Это умение приучает студентов к планированию учебного труда, способствует углублению их внимания, памяти и выступает как важный фактор развития познавательных способностей.
Самоконтроль включает:
1. оперативный анализ глубины и прочности знаний и умений по биологии,
2. критическую оценку результатов своей познавательной деятельности.
Самоконтроль учит ценить свое время, позволяет вовремя заметить и исправить свои ошибки.
Формы самоконтроля могут быть следующими:
ü устный пересказ текста лекции и сравнение его с содержанием конспекта лекции;
ü воспроизведение материала, обоснование каждого шага своих рассуждений, формулирование выводов и обобщений;
ü составление плана, тезисов, формулировок ключевых положений текста по памяти;
|
|
ü воспроизведение рассмотренного материала через определенный промежуток времени;
ü пересказ с опорой на иллюстрации, опорные положения;
ü ответы на вопросы и выполнение заданий для самопроверки (настоящие методические рекомендации предлагают вопросы для самоконтроля по каждой изучаемой теме);
ü выполнение заданий как на отдельные вопросы, так и на весь рассматриваемый материал;
ü самостоятельное составление заданий по изучаемой теме и выполнение их;
ü самостоятельное тестирование по предложенным в настоящих методических рекомендациях тестовым заданиям.
Самоконтроль учебной деятельности позволяет студенту оценивать эффективность и рациональность применяемых методов и форм умственного труда, находить допускаемые недочеты и на этой основе проводить необходимую коррекцию своей познавательной деятельности.
Формы контроля преподавателем.
Для контроля самостоятельной работы студентов используются следующие формы:
- устный опрос (фронтальный, индивидуальный и комбинированный)
по самостоятельно изученным вопросам на семинарском занятии,
- участие студентов в ролевых играх и других интерактивных формах семинарских занятий, требующих предварительной самостоятельной подготовки студентов,
- заслушивание и оценка самостоятельно подготовленных студентами докладов на семинарском занятии,
- просмотр и оценка самостоятельно подготовленных студентами во внеаудиторное время мультимедийных презентаций на лекциях/семинарах/
- включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины в банки тестовых заданий для текущего и рубежного тестирования,
- включение вопросов по самостоятельно изученному содержанию дисциплины в перечень вопросов к экзамену.