Розничная торговая сеть – это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещённых на определённой территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Функции розничной торговой сети: закупка товаров; продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; информирование рынка, получение информации о рынке; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.
Розничную торговую сеть подразделяют на:
- стационарную
- передвижную
- посылочную
Стационарная сеть состоит из магазинов, предприятий мелкой розницы, торговых автоматов. Магазины расположены в обособленных зданиях, имеющих торговые залы для покупателей. В магазинах сосредоточен высокий ассортимент товаров; магазины отличаются устройством, ассортиментом торговым обслуживанием. К предприятием мелкой розницы относят: палатки, киоски, павильоны. В них продают товары первой необходимости, очень узкого ассортимента (овощи, фрукты, мороженое и т. д.).
Передвижную торговую сеть подразделяют на развозную, осуществляемую автомагазинами, судолавками и разносную – включающую в себя лотки и др. устройства, применяемые разносчиками лоточниками.
Посылочную торговлю осуществляют торгово-посылочные базы путем рассылки по почте заказанных покупателями товаров.
Тема: Типизация и специализация розничной торговой сети
Специализация торговой сети – это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.
Типизация – система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов.
Типизация торговых предприятий включает наличие следующих показателей: торговая площадь, товарный ассортимент, форма продажи товаров.
По ассортименту реализуемых товаров магазины делят на:
Специализированные – торгующие частью какой-либо товарной группы (колбасы; хлеб; молоко и т. д.). Комбинированные - ассортимент которых состоит из товаров нескольких товарных групп (мясо, рыба, овощи). Универсальные - ассортимент которых состоит из нескольких товарных групп (универмаг).
Смешанные, торгующие как продовольственными, так и непродовольственными товарами.
К основным типам магазинов относятся:
- универмаги
- универсамы
- магазины по продаже продовольственных товаров
- магазины по продаже непродовольственных товаров
- магазины по продаже хлебокондитерских товаров
- магазины по продаже товаров повседневного спроса
Универсальный магазин – это магазин с широким ассортиментом непродовольственных товаров, они торгуют (тканями, обувью, швейными, трикотажными и др.). Универсам – это магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и с отделом непродовольственных товаров, и повседневного спроса (посуда, хоз. товары). Торговый центр – это комплекс функционально и пространственно связанных предприятий торговли, массового питания, бытового и других видов обслуживания, который обеспечивает населению широкий выбор товаров и услуг в одном месте и экономию времени.
Магазины по продаже продовольственных товаров торгуют всеми видами продовольственных товаров частого спроса и некоторые сопутствующие товары (посуда, моющие, мелкие хоз. товары), это магазины типа «Продукты».
- Магазины по продаже хоз. товаров
- магазины по продаже культтоваров
- книжные магазины
- магазин овощи, фрукты
- магазин хлеб
- сельхозпродукты
- мебель
- комиссионный и др.