К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №8
Тема: «Диагностика гистологических препаратов №1: Цитология.
Клетка, общий план строения. Плазмолемма. Межклеточные соединения.
Ядро. Органеллы цитоплазмы. Включения цитоплазмы. Эмбриология.
Половые клетки. Основные этапы эмбрионального развития
(оплодотворение, дробление, гаструляция, органогенез, гистогенез,
дифференцировка мезодермы, образование зародыша и внезародышевых
органов). Эпителиальные ткани. Однослойный эпителий. Многослойные
эпителиальные ткани».
Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола …………… «__»___________2007г.
Зав.кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
д.м.н., Н.Н. Медведева…………………
Составитель:
доцент Л.Е. Сухова
Красноярск
2007
1. Тема занятия: Диагностика гистологических препаратов №1: Цитология. Клетка, общий план строения. Плазмалемма. Межклеточные соединения. Ядро. Органеллы цитоплазмы. Включения цитоплазмы. Эмбриология. Половые клетки. Основные этапы эмбрионального развития (оплодотворение, дробление, гаструляция, органогенез, гистогенез, дифференцировка мезодермы, образование зародыша и внезародышевых органов). Эпителиальные ткани. Однослойный эпителий. Многослойные эпителиальные ткани.
|
|
2. Форма организации учебного процесса – контрольное занятие
3. Значение темы:
Основным видом работы на лабораторных занятиях по гистологии является самостоятельное микроскопирование гистологических препаратов, анализ структурных особенностей препаратов, по которым можно судить о функциональном состоянии изучаемых клеток и тканей. Успешное овладение микроскопической техникой и техникой гистологического исследования создает условия для более глубокого и успешного изучения материала.
4.1. Общая цель: Выяснить общий уровень подготовки по изучаемым разделам.
4.2. Учебные цели занятия:
1. Студент должен иметь представление об основных принципах гистологической техники.
2. Студент должен знать гистологические препараты по цитологии, эмбриологии, эпителиальным тканям.
3. Студент должен уметь различать на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях структурные компоненты клеток и неклеточных структур.
4.3. Психолого-педагогическая цель: Для современной гистологии характерен функциональный подход к изучаемым структурам. Материал занятия может служить иллюстрацией для обоснования с позиций диалектики тесной связи таких категорий как форма и содержание (на примере единства структуры и функции изучаемых тканей).
В ходе занятия целесообразно отметить приоритет ученых, показать достижения медицины.
Необходимо напомнить студентам, что биологическая природа человека такова, что она требует обязательного нормативного взаимодействия всех систем и органов, поэтому употребление алкоголя, наркотиков, курение снижают их жизнедеятельность. Студенты должны воспитывать в себе личность, гармонически сочетающую духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
|
|
Во время занятия студенты должны соблюдать все правила микроскопирования. Правильная работа сохраняет препараты и зрение.
5. Место проведения контрольного занятия – учебная комната.
6. Оснащение занятия:
1. Микроскопы
2. Таблицы
3. Электронограммы
4. Препараты
5. Компьютер
7. Структура содержания темы (хронокарта):
Продолжительность занятия: 180 минут
№ п/п | Описание этапа | Время, мин. | Цель этапа | Оснащенность | Ответственный |
Организационный этап | 1. Отметить отсутствующих; 2. Значение темы. | 1. Учебная комната | Дежурный группы | ||
Определение конечного уровня знаний | Проверить уровень подготовки. | 1. Контрольные вопросы (приложение №1) 2. Тестовые задания (приложение №2) 3. Ситуационные задачи (приложение №3) 4. Гистологические препараты 5. Микроскопы 6. Компьютер 7. Электронограммы | Преподаватель | ||
Подведение итогов | Проставление оценок | 1.Журнал успеваемости 2. Альбомы студентов | Преподаватель | ||
Домашнее задание | Тема: мезенхима, кровь | 1.Лекции 2. Учебник 3. Методические разработки | Преподаватель |
8. Аннотация:
Занятие проводится в форме экзамена: тестирование, собеседование и сдача практических навыков.
На занятии первоначально каждый студент получает билет, в котором 20 тестовых заданий с четырьмя вариантами ответов, из них только один правильный. На работу отводится 15 минут. Затем студенты по очереди приглашаются к преподавателю и получают билет для собеседования, электроннограмму и препараты. В билете 5 вопросов и 1 ситуационная задача. В билет включены вопросы из разных разделов, а также вопросы по возрастной гистологии.
Отвечая на вопросы, студент должен стремиться излагать материал по принципу от общего к частному, тогда ответ будет полным и осмысленным, позволяющим охарактеризовать глубину знаний.
Предлагаемая ситуационная задача аналогична тем, которые приводятся в сборнике: «Ситуационные задачи для студентов» - Красноярск, 1992, написанный сотрудниками кафедры и в переработанном сборнике 2007 г.
Основная терминология расшифрована в сборнике: «Толковый словарь гистологических терминов». Под редакцией ст. преп. Суховой Л.Е. и проф. Пуликова А.С., 2004 г.
К билету прилагается два (или несколько) «немых» препаратов (без этикеток), а также электроннограмма. Препарат надо определить (дать название), уметь охарактеризовать структуры и показать их в препарате.
В электроннограмме студент должен уметь показать структурный состав клетки (органоиды, компоненты ядра и т.д.) и дать характеристику им.
Оценка выставляется, как общий средний балл по всем вопросам. Критерии оценки прилагаются (приложение №4).
9. Вопросы для самоподготовки (приложение №1)
10. Тестовые задания по теме (приложение №2)
11. Ситуационные задачи по теме (приложение №3)