Стимульный материал
А.Заучивание 20 слов.
Память
1. Тест «Долговременная память»
Цель теста - определение объема кратковременной и долговременной памяти.
Тест может использоваться, начиная с подросткового возраста.
Ход работы: Экспериментатор зачитывает 20 слов. Всего 5 зачитываний.
Инструкция. Слушайте внимательно слова, которые я буду зачитывать. После каждого зачитывания вам нужно воспроизвести письменно слова в любом порядке (закрывая результаты предыдущего воспроизведения).
Оценка кратковременной памяти. Для оценки памяти рекомендуется построить график. На оси ординат откладывается число запомнившихся слов, по оси абсцисс – число повторений. Если к 5-му зачитыванию испытуемый запомнил 20 слов – удовлетворительно, если к 3-му – хорошо. Если число слов нарастает и к третьему зачитыванию устанавливается максимум, то это означает, что психической истощаемости не отмечается. Если испытуемый воспроизводит мало слов и после 2 – 4 повторений количество их уменьшается, то это свидетельствует об истощаемости. Вплетение лишних слов расценивается как один из признаков ослабления психической деятельности.
украинец | масло | ||
экономика | бумага | ||
каша | пирожное | ||
татуировка | логика | ||
нейрон | стандарт | ||
любовь | глагол | ||
ножницы | прорыв | ||
совесть | дезертир | ||
глина | свеча | ||
словарь | вишня |
Продуктивность запоминания вы сможете вычислить по формуле:
Количество правильно воспроизведенных слов х 100%
Количество предлагаемых слов
Б. Запоминание и воспроизведение текста со смысловой связью.
Проверка долговременной памяти. Примерно через 0,5 часа просят повторить эти слова. Воспроизведение 2/3 слов удовлетворительно. Затем проводится воспроизведение текста со смысловой связью. Сравнивают это воспроизведение сразу после зачитывания и через 0,5 часа с запоминанием 20 слов без смысловой связи.
В протоколе и на классной доске в виде таблицы записывают результаты исследования у различных испытуемых и делают вывод об индивидуальных различиях памяти и значении ассоциативной (смысловой) памяти у человека.
Инструкция. В течение 60 секунд прочитайте тест. В нем выделены жирным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.
В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход "Титаник", шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом. 1) Получил пробоину и стал тонуть. 2) "Спустить шлюпки!" - скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. 3)Их хватило только на половину пассажиров. Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса", - раздалась вторая команда. 4) Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду. 5) Вот началась посадка в последнюю шлюпку. 6).И вдруг к сходням крича бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. 7) Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку. 8)Послышался щелчок – это капитан выстрелил из пистолета. 9) Трус упал на палубу мертвый. 10) Но никто не оглянулся в его сторону.
Формула:
Количество правильно воспроизведенных мыслей х 100%
Количество выделений в тексте
Сложив цифры, полученные по двум методикам, а затем разделив сумму на два, вы узнаете среднюю продуктивность запоминания. 90–100 –отличный результат; 70-90 – очень хороший результат; 50-69 – хороший; 30-49 – удовлетворительный; 10-29 – плохой; 0-9 – очень плохой.
2.Методика «Память на числа»
Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция. Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек., запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили.