Расползание насыпей

Эта деформация характеризуется оседанием основной площадки с изменением проектного очертания поперечного профиля насыпи (см. рис. 4.1).

Процесс расползания насыпи может протекать медленно и длительно, а в некоторых случаях достаточно быстро.

Причины расползания насыпей связаны или с недостаточным учетом важных местных особенностей участка строящейся дороги, или – с нарушением правил производства строительных работ. Наиболее существенными причинами расползания насыпей являются: сооружение насыпи из переувлажненных глинистых грунтов; попадание в тело насыпи при зимнем производстве работ грунтов с повышенным содержанием мерзлых комьев, снега и льда; подтопление паводковыми водами насыпей, сооруженных из мелких пылеватых песков и из пересушенных неуплотненных глинистых грунтов (при воздействии поездной нагрузки может произойти разжижение грунта и достаточно быстрое расползание насыпи); образование термокарста в непосредственной близости от насыпи, сооруженной на вечномерзлых грунтах основания (рис. 4.2); скопление воды в глубоких балластных ложах и мешках.

Рис. 4.1. Расползание насыпи:

1 – поперечный профиль насыпи до деформации; 2 – расползшаяся насыпь

Рис. 4.2. Расползание насыпи в зоне термокарста и стабилизация ее:

1 – термокарстовое озеро, засыпанное недренирующим грунтом; 2 – “язык” расползания насыпи; 3 – льдистые вечномерзлые грунты; 4 – оттаявшие слабые торфяные грунты; 5 – охлаждающая отсыпка из камня; 6 – поверхность вечномерзлого грунта до устройства каменной отсыпки; 7 – то же после устройства каменной отсыпки

Меры по усилению или восстановлению насыпей: укладка гидроизоляционного покрытия (пленка, геотекстиль) с целью недопущения атмосферных осадков в грунты насыпи с последующей подъемкой пути и уположением откосов отсыпкой дренирующих грунтов или балластных материалов; отсыпка, при необходимости, дополнительно односторонних или двусторонних контрбанкетов из дренирующих грунтов, размеры которых определяются расчетом на устойчивость; осушение балластных лож и мешков (при их наличии) поперечными прорезями или кротовым дренажом с укладкой гидроизоляции над основной площадкой; вырезка переувлажненного грунта и замена его на дренирующий или скальный; отсыпка новой насыпи на смещенной трассе; засыпка термокарстового озера недренирующим грунтом и устройство охлаждающей конструкции с использованием камня для создания “стены” из мерзлого грунта (см. рис. 4.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: