Конструирование по подражанию.
Исследование конструктивной деятельности.
11. Конструктивная деятельность. Методика «Разрезные картинки»
Стимулъный материал: картинки, разрезанные на 2 и 3 части с разной конфигурацией разреза (приложение 11).
Ход исследования: Ребенку предлагают соединить разъединенные части картинки, чтобы получилась целая. Возможен предварительный показ.
Анализ результатов:
1) совершает целенаправленные действия;
2) соединяет части без анализа полученного целого;
3) прикладывание с разворотами;
4) зрительное соотношение частей без прикладывания.
Нормативы:
разрезная картинка из 2-х фрагментов - 2,5-3 года;
разрезная картинка из 3-х фрагментов - 3-3,5 года.
Методика предлагается детям 2,5-3 лет.
Стимулъный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.
Ход исследования:
Ребенку предъявляются все фигуры разного цвета, экспериментатору - только одного цвета. Далее психолог произвольно меняет расположение кубиков относительно друг друга и предлагает ребенку сделать то же самое со своими фигурами, подражая действиям взрослого.
Конструирование по образцу предлагается ребенку старше 4-х лет, при этом экспериментатор меняет расположение фигур за экраном и просит воспроизвести.
Анализ результатов:
1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3-х лет является неадекватным);
2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;
3) сопоставление и исправление ошибок;
4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;
5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.
Складывание пирамидки. Складывание матрешки.
Стимулъный материал: пирамидка из 4-х и 6-ти колец с колпачком.
Ход исследования:
Экспериментатор предлагает самостоятельно разобрать и собрать пирамидку. Возможен показ.
Анализ результатов:
1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху и гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;
2) простое манипулирование предметом (специфическая манипуляция);
3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой, и наоборот, при этом использует силу (вдавливает), не учитывая свойств предмета;
4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);
5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);
6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).
Нормативы:
- снимает кольца с пирамидки - в 1 год;
- собирает пирамидку без учета величины - в 1,5-2,5 года;
- собирает пирамидку с учетом величины и с установкой на результат без проб и примеривания - в 3-3,5 года; работа зрительным соотношением.
Дети 3-х лет сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.