Важнейшие конфликты
Лица рассматриваются как...
Представление об окружающем мире
Представление об окружающем мире является сложной совокупностью бессознательного самовосприятия и апперцептивного искажения стимулов образами прошлого. Чем более полная картина окружающего мира проявляется при рассказывании историй, тем больше оснований предполагать, что CAT может служить ключом к пониманию поведения испытуемого, особенностей его реагирования в повседневной жизни, для чего достаточно 2-3 терминов, например, враждебный, опасный, дружелюбный, легко подчиняющийся и т. д.
Идентификация. Важно выяснить, с кем ребенок идентифицирует себя в семье, то есть кого на картинках он считает родителями, кого братом и сестрой и т. д. Не менее важно про-
следить роль, которую играет каждый из родителей с точки зрения адекватности и соответствия с идентифицируемой с ним фигурой.
Поскольку процесс идентификации продолжается вплоть до конца пубертатного периода, то изучение его предыстории может иметь огромное значение.
|
|
Интерес представляет способ, которым ребенок рассматривает окружающих его людей, как он реагирует на них. Качественно взаимоотношения могут описываться как содружественные, зависящие, амбивалентные или по принципу разделения функций и т. д. В более широкой схеме можно описательно говорить об отношениях поддержки, соревновательности и т. д.
При изучении важнейших конфликтов следует определить не только их природу, но также и те средства защиты, которые используются ребенком против беспокойства и тревоги, рождаемых этими конфликтами. Здесь есть возможность изучить ранние образования характера и даже выдвинуть некоторые прогностические идеи.
В процессе роста и перехода из одной фазы в другую дети переживают закономерные конфликты, обусловленные особенностями возраста. Необходимо помнить, что некоторые конфликты являются частью нормального развития, а другие могут иметь отношение к патологическому развитию.
Важность выявления основных беспокойств ребенка требует особого внимания. Беспокойства, относящиеся к возможности физических повреждений, ушибов, наказаний, страхи перед недостатком или утратой любви, неодобрение и боязнь быть покинутым (одиночество, недостаток поддержки) -эти беспокойства являются, по всей вероятности, самыми важными. Они формируют и соответствующие способы защиты, используемые ребенком. При интерпретации рассказов важно знать форму защиты от страхов и конфликтов: бегство ли это
или пассивность, агрессия, устная договоренность, отказ, регрессия, приобретение чего-либо и т. д.