Природа беспокойства и тревоги

Важнейшие конфликты

Лица рассматриваются как...

Представление об окружающем мире

Представление об окружающем мире является сложной совокупностью бессознательного самовосприятия и апперцеп­тивного искажения стимулов образами прошлого. Чем более полная картина окружающего мира проявляется при расска­зывании историй, тем больше оснований предполагать, что CAT может служить ключом к пониманию поведения испы­туемого, особенностей его реагирования в повседневной жиз­ни, для чего достаточно 2-3 терминов, например, враждебный, опасный, дружелюбный, легко подчиняющийся и т. д.

Идентификация. Важно выяснить, с кем ребенок иден­тифицирует себя в семье, то есть кого на картинках он считает родителями, кого братом и сестрой и т. д. Не менее важно про-

следить роль, которую играет каждый из родителей с точки зрения адекватности и соответствия с идентифицируемой с ним фигурой.

Поскольку процесс идентификации продолжается вплоть до конца пубертатного периода, то изучение его предыстории может иметь огромное значение.

Интерес представляет способ, которым ребенок рас­сматривает окружающих его людей, как он реагирует на них. Качественно взаимоотношения могут описываться как содру­жественные, зависящие, амбивалентные или по принципу раз­деления функций и т. д. В более широкой схеме можно описа­тельно говорить об отношениях поддержки, соревнователь­ности и т. д.

При изучении важнейших конфликтов следует опреде­лить не только их природу, но также и те средства защиты, которые используются ребенком против беспокойства и трево­ги, рождаемых этими конфликтами. Здесь есть возможность изучить ранние образования характера и даже выдвинуть не­которые прогностические идеи.

В процессе роста и перехода из одной фазы в другую дети переживают закономерные конфликты, обусловленные особенностями возраста. Необходимо помнить, что некоторые конфликты являются частью нормального развития, а другие могут иметь отношение к патологическому развитию.

Важность выявления основных беспокойств ребенка требует особого внимания. Беспокойства, относящиеся к воз­можности физических повреждений, ушибов, наказаний, стра­хи перед недостатком или утратой любви, неодобрение и бо­язнь быть покинутым (одиночество, недостаток поддержки) -эти беспокойства являются, по всей вероятности, самыми важ­ными. Они формируют и соответствующие способы защиты, используемые ребенком. При интерпретации рассказов важно знать форму защиты от страхов и конфликтов: бегство ли это

или пассивность, агрессия, устная договоренность, отказ, ре­грессия, приобретение чего-либо и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: