Психологическая атмосфера в группе
Обработка результатов
Ответы кодируются в баллах в соответствии с ключом, затем определяется сумма. Максимальное значение 19, минимальное 5, чем больше, сумма, тем выше индекс сплоченности.
Ключ:
Варианты ответов | Вопросы и баллы | ||||
I. | II. | III. | IV. | V. | |
(для среднего и старшего школьного возраста)
Инструкция: ниже приведены противоположные по смыслу суждения, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак «х», тем более выражен этот признак в вашей группе.
Итак, для атмосферы в Вашей группе характерны:
1. | Дружелюбие | Враждебность | ||||||||
2. | Согласие | Несогласие | ||||||||
3. | Удовлетворенность | Неудовлетворенность | ||||||||
4. | Увлеченность | Равнодушие | ||||||||
5. | Продуктивность | Непродуктивность | ||||||||
6. | Теплота | Холодность | ||||||||
7. | Сотрудничество | Отсутствие сотрудничества | ||||||||
8. | Взаимная поддержка | Недоброжелательность | ||||||||
9. | Занимательность | Скука | ||||||||
10. | Успешность | Неуспешность |
Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается направо от 1 до 8 баллов в зависимости от того, к какой из характеристик ближе помещен знак «х», чем ближе к левому столбцу, тем ниже балл, тем благоприятнее атмосфера в коллективе.
|
|
Итоговый показатель по шкале находится от 10 (самая благоприятная атмосфера) до 80 (самая неблагоприятная).
Достаточно измерить психологическую атмосферу в группе в начале и конце пребывания детей и подростков.
Анализ индивидуальных ответов, сопоставление их с оценками воспитателя (вожатого) позволяют:
– внести самые существенные коррективы в работу с группой;
– избежать конфликтов и недоразумений;
– быть чувствительными ко всему происходящему в группе.
Методика "Градусник"
(для любого возраста)
С помощью "градусника" состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка. "Градусник" представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).
|
|
Ребенку предъявляется данная шкала, он должен сделать на ней отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели:
1) самочувствие, 2) настроение, 3) отношения с товарищами, 4) отношения с вожатыми, 5) желание участвовать в отрядных делах.
Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любое состояние ребенка.