Отражение в медиатекстах представленной кинопрессы шести ключевых понятий медиаобразования

Таблица № 6

Характеристика показателей отражения шести ключевых понятий медиаобразования в изданиях о кинематографе

Таблица № 5

Количество «звездочек» Характеристика кинопрессы в соответствии с количеством «звездочек»
* Понятия «агентства», «аудитория», «категория», «технология», «репрезентация», «язык» медиа находят слабое отражение на страницах издания, таким образом, можно говорить о низком уровне КПД (коэффециета полезного действия) отностительно медиаобразования читателей.
** Освещение ключевых понятий медиаобразования присутствует в киноиздании, но информация носит общеобразовательный характер, практически исключающий использование специальной терминологии, языка медиакультуры. Таким образом, данный вид кинопрессы лишен развивающего компонента, который помогает аудитории повышать свои знания в области медиа.
*** Ключевые понятия находят свое отражение в данном киноиздании. При этом, информация обладает «эффектом новизны» для аудитории. То есть читатели имеют возможность расширять свои знания в области медиакультуры. В медиатекстах используются знания, позволяющие изучать историю медиа, терминология медиа. Очень часто присутствует «обратная связь» с читателями, что позволяет заинтересованной аудитории активизировать свои знания в области медиакультуры путем творческой деятельности (письма, статьи, организация круглых столов и т.д.). Издание рассчитано на подготовленного читателя.
издания агентства аудитория языки техноло-гии репрезентации Категории
Антенна * ** * * ** **
DVD-news * * * ** ** **
Искусство кино *** *** *** *** *** ***
Киноведческие записки *** ** *** *** *** ***
Киномеханик + новые фильмы *** ** * *** *** ***
* ** * * * **
Кинопарк ** ** * * ** **
Кинопроцесс *** ** ** ** *** ***
Киносценарии *** *** *** ** ** ***
Кинофорум *** *** *** ** *** ***
Культура *** *** *** *** *** ***
Мир развлечений * * * *** ** **
Мир ТВ и кино * * * * ** **
Новый экран * * ** * *** **
Premiere (Премьер) ** * ** ** ** **
Плюс ТВ * * * * ** *
Семь Дней * * * * ** *
Сериал * * * * ** *
СК-Новости *** ** *** ** *** ***
Stereo & video * ** * *** ** **
ТВ - Парк * * * * ** *
Техника кино и телевидения *** ** * *** *** *
Фильм * * * * ** **
Экран и сцена *** *** *** ** *** ***
Эра DVD *** ** ** *** ** **
 

Анализ данной таблицы выявляет следующие закономерности:

1) Слабое, поверхностное отражение шести ключевых понятий медиаобразования в изданиях развлекательного («7 Дней», «Антенна» и пр.) и информационно-развлекательного («Premiere» и т.д.) типов. Это объясняется тем, что развлекательная функция не предусматривает привлечение дополнительных знаний, кроме тех, которыми уже обладает потенциальный читатель. Но и эти знания, скорее, из области общих, чем специализированных (относительно медиакультуры). Информационно-развлекательная кинопресса с ведущей информационной функцией также не предполагает «серьезных» по сути медиатекстов, отдавая предпочтение сплетням, слухам и пр., обозначая, тем самым, свою принадлежность к «желтым» СМИ. Беря во внимание приложения 6 (концепция), 12 (тираж), мы видим, что данные издания нацелены, преимущественно, на достижение коммерческого успеха, «в ущерб» просвещения аудитории в области медиа.

2) Специализированные издания: - рекламные - с техническим уклоном («Мир развлечений», «Stereo & video» и т.д.) глубоко раскрывают «технологии» медиа, но уделяют мало внимания остальным ключевым понятиям; - «узкопрофильные» кинематографические («Киносценарии», «Киноведческие записки») дают читателю знания относительно всех понятиях, но предусматривают наличие опеределенного уровня медиаобразованности;

3) Издания общей направленности («Культура» и т.д.) достаточно грамотно представляют на своих страницах агентства, аудиторию, языки, технологии, категории, репрезентации медиа в доступной для образованного человека форме. И если предыдущие (узкопрофильные) издания расчитаны на небольшой круг читателей, связанных, скорее всего, профессией с кинематографом, то данная пресса выполняет функцию популяризации кинематографа, его понимания, восприятия, анализа и т.д. для более широкой аудитории. К сожалению, отсутствие данных изданий в розничной продаже (их распространение, в основном, осуществляется при помощи подписки) делает их малодоступными для учащихся, не имеющих практического опыта самостоятельной подписки на прессу. Хотя знакомство с этой разновидностью кинопрессы полезно для раннего юношеского возраста, так как способствует развитию абстрактно-логического, критического мышления, творческих способностей и пр.

Таким образом, анализ кинопрессы, изложенный в рамках данной работы, позволяет нам сделать вывод о ее выборочном использовании (на часть изданий основной упор, а некоторые СМИ можно использовать в ознакомительных целях) на медиаобразовательных занятиях с учениками старших классов. Это объясняется несколькими причинами:

- учитывались потребности учеников старших классов, проявившиеся при первоначальном исследовании. Они выразились в преобладании разлекательной и информационной функций, отражающейся в кинопресс развлекательно-информационного и информационно-развлекательного типов;

- возрастные особенности старшеклассников (появление абстрактно-логического мышления, склонность к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий и т.д.) позволяют «вводить» в медиаобразовательные занятия наряду с читаемой, преимущественно, развлекательно-информационной и информационно-развлекательной кинопрессой более «серьезные» издания о кинематографе информационно-аналитического, креативного и информационно-аналитического, развлекательного типов. Тем более, что данные изменения сопровождают и мотивационную сторону познавательной деятельности;

- аудитория некоторых изданий о кинематографе («Premiere», «7 Дней», «Сериал», «ТВ-Парк» и др.) рассчитана на ранний юношеский возраст. На медиаобразовательных занятиях со старшеклассниками мы считаем целесообразным использовать данную кинопрессу. Все перечисленные СМИ относятся к развлекательно-информационному типу, поэтому важно проанализировать их, сравнить с другими журналами и газетами, тем самым, развивая критическое, творческое мышление;

- уровень теоретической сложности материала предполагает постепенное ознакомление с некоторыми изданиями (СК – Новости, Искусство кино и пр.), учитывая освоение старшеклассниками знаний о медиакультуре, которые предполагают теоретические занятия (приложение 28);

- возраст ранней юности предполагает высокую активность и желание быть значимыми во взрослом мире, поэтому медиаобразовательные занятия предполагают использование изданий о кинематографе, которые вступают в диалогические отношения со своими читателями (приложение 9), что выражается не только в развлекательном аспекте, но и в полезности. Более привлекательной в этом плане является кинопресса аналитико-теоретического + креативного типа;

- на медиаобразовательных занятий со старшеклассниками важно уделять внимание изданиям, наделенным аналитическими, креативными функциями, так как они позволяют повысить медиакультуру аудитории.

Для занятий с учениками раннего юношеского возраста нами использовалась следующая кинопресса: «Антенна», «Premiere», «Кинопарк», «ТВ Парк», «7 Дней», «Киноведческие записки», «СК - Новости», «Искусство кино», «Киносценарии», «Кинофорум», «Культура», «Экран и сцена», «Эра DVD» и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: