Методика разработки выставочных программ. 2 страница

Художественная выставка - своеобразная художественная и семиоти­ческая система, а значит она представляет собой нечто большее чем сумму экспонатов - особую художественную образовательную среду, атмосферу, которую воспринимает и ощущает посетитель. На данной выставке лишь 22% опрошенных отметили особую атмосферу выставки и 1,5% художест­венное решение экспозиции в целом. Менее одного процента (0,5) не выра­зили никаких впечатлений.

Важно так же оценить и проследить изменения эмоционального со­стояния посетителя после просмотра выставки. Исследование ещё раз под­твердило то, что экспозиция способна влиять на эмоциональные и интеллек­туальные процессы человека. У 58% участников опроса после просмотра вы­ставки улучшилось настроение, 55% выразили желание чаще посещать вы­ставки, 30% - больше узнать об искусстве. Кроме того, после знакомства с экспозицией 10% респондентов ответили, что воодушевились на собственное творчество и 14% пожелало ещё раз посмотреть данную выставку.

Удовлетворённость условиями организации выставки.

Выставка располагалась в двух залах на втором этаже оснащённых вы­ставочным оборудованием: система освещения, специальные заграждения, витрины, подиумы. Однако оно не в полной мере соответствует современно­му уровню. В каждом зале имеются места для отдыха - банкетки. Экскурсии


на выставки проводились по заказу - групповые и индивидуальные. Экскур­соводы - научные сотрудники музея с высшим гуманитарным образованием. Экскурсии адаптированы на различные возрастные группы.

По данным опроса, остались довольны всем - 55% респондентов. Са­мое большое количество замечаний было относительно освещения выставок (15%). Несмотря на то, что цена на билет была повышена, недовольство дан­ным фактором выразили только 7% посетителей, причём исключительно женщины. Ряд замечаний было высказано относительно экскурсионного об­служивания, в т.ч. внешности (3%), поведения (2%), тембра голоса (3%), ма­неры речи (5%), и даже пола (1%) и возраста (1%) экскурсовода. Чаще всего посетители требовали более эмоциональной подачи материала и скорее раз­влекательной, нежели познавательной экскурсии.

Из всех опрошенных 4% отметили недостатки служебных помещений, 2% малое количество и неэргономичность мест для отдыха. Незначительное число опрошенных (1%) осталось недовольно работой обслуживающего пер­сонала и 3% работой смотрителей в залах. Как уже отмечалось, 24% посети­телей рассматривают смотрителей не как охранников, а как консультантов и в связи с этим испытывают чувство разочарования если не получают исчер­пывающих ответов на вопросы.

Кроме того, музей не оборудован системой кондиционирования и вен­тиляции, что отметили 3% опрошенных. Несмотря на то, что условия пребы­вания в музее не в полной мере удовлетворяют посетителя и нуждаются в со­вершенствовании, всё же это не явилось причиной для того, чтобы отказаться от будущих посещений музея. Большинство опрошенных выразило желание чаще ходить на выставки, если будут изменения в следующих организацион­ных моментах выставочной работы: художественное решение экспозиции станет более оригинальным, экспонаты и тематика выставок разнообразней. Кроме того, посетители часто отмечали ряд субъективных причин, препятст­вующих более частому посещению музея: отсутствие средств, свободного времени, подходящей компании.


Интересы и потребности.

Изучая интерес реальной аудитории к различным видам экспозиций, мы не придерживались строгой классификации, а старались представить как можно больший выбор выставок по тематике и характеру представленных экспонатов.

Поскольку была опрошена реальная аудитория художественного музея, то неудивительно, что самыми популярными по характеру экспонатов оказа­лись выставки живописных произведений, их выбрали 86% опрошенных. Го­раздо меньший интерес к графике (23%) и скульптуре (31%). Такое направ­ление искусства как дизайн, привлекает 30% опрошенных. Более половины (51%) респондентов выразили желание посмотреть фотоэкспозиции, 48% — выставки ювелирных изделий, 45% - изделий из дерева, 37% - изделий из камня, 32% - керамики, 25% - ткачество, вышивку и кружево. Выставки ряда других ДНИ заинтересовали от 10 до 20% опрошенных. Большинство посе­тителей желает не только посмотреть, но и приобрести представленные предметы

Весьма перспективны выставки представляющие коллекции различных предметов, в особенности выставки оружия (46%), монет (33%), редкой кни­ги (30%) и часов (32%). Впрочем, любая коллекционная выставка будет иметь свою аудиторию. Наименьшим спросом пользуются выставки кален­дарей, открыток и плакатов (от 6 до 10%).

Выбирая выставки по тематике, 71% реальной аудитории отдаёт пред­почтения истории и культуре России, вдвое меньше (36%) интересуются ре­гиональной культурой. История и культура зарубежных стран вызывает вни­мание от 11 до 31% посетителей, в числе лидеров Япония (31%), Китай (23%), Франция (29%) и Италия (25%). Наименьший интерес к истории и культуре стран ближнего зарубежья (6%), Америке (7%) и Израилю (7%).

Большой популярностью пользуются этнографические выставки. В особенности раскрывающие традиции и быт русского населения (57%). Эт­нография других народностей привлекает от 5 до 20% опрошенных, выра-


женный интерес к культуре алтайцев (20%), украинцев (15%) и казаков (14%). Среди выставок религиозной направленностью так же большее вни­мание к Христианству (56%), вдвое меньше к Буддизму (28%). От 11 до 24% респондентов интересуются другими, в том числе и языческими (24%) рели­гиями. Перспективными следует считать выставки, посвященные наиболее известным православным праздникам, таким как Рождество (49%), Пасха (27%), Троица (27%).

Выставки, рассказывающие о наиболее ярких событиях в России, ока­зались востребованы у 25% аудитории. Более половины (51%) опрошенных отдают предпочтения искусству эпохи Возрождения. Современное искусство вызывает интерес лишь у 17% респондентов. С культурой других историче­ских периодов желают познакомиться посредством выставок от 22 до 30% реальной аудитории.

Отмечено что после посещения определённой выставки, интерес ауди­тории к экспозициям похожей тематики заметно снижается, лишь 35% жела­ют в ближайшей перспективе посетить подобную выставку.

Небольшое число опрошенных -19%, заинтересованно в традиционных для музея выставках детского творчества. Более перспективными следует считать выставки, посвященные выдающимся деятелям истории, культуры и искусства - их выбрали треть респондентов. Большинство (71%) реальной аудитории музея негативно оценивают возможность проведения в музее вы­ставок, раскрывающих современную политическую ситуации, однако 29% всё же пожелали посредством экспозиции больше узнать о современных по­литических событиях и реформах, 16% - о жизни и деятельности известных политиков и 3% о деятельности политических партий.

Гораздо больший интерес к так называемым «проблемным» выставкам. Реальную аудитории больше всего волнуют проблемы взаимоотношений ме­жду людьми (40%о), экологии и'здоровья (31%)). Несколько меньше опрошен­ных желают посетить выставки, раскрывающие проблемы взаимодействия различных культур (19%). Экспозиции, поднимающие проблемы социально


незащищённых слоев населения, международного терроризма, наркомании, преступности считают необходимыми от 11 до 16% посетителей.

Традиционно самые посещаемые выставки развлекательного характера не были отмечены даже половиной реальной аудитории и не вошли в тройку самых популярных выставок. Всё же интерес к таким экспозициям, в зависи­мости от тематики проявили от 20 до 48% опрошенных. К данным выставкам можно отнести экспозиции растений и животных (48%), восковых персон (38%), голографии (20%), юмористические выставки (20%). К выставкам, по­священным различным праздникам публика относится избирательно. Напри­мер, в канун Нового года пожелали посетить выставку соответствующей те­матики 37% респондентов. Экспозиции, посвященные Дню победы, Дню за­щитника отечества, Международному женскому дню, Дню защиты детей привлекают от 8 до 18% аудитории.

Потенциальная аудитория. Досуговое поведение.

Для исследования потенциальной аудитории было проведено анкети­рование 236 человек - жителей г. Барнаула и Алтайского края. Из них 43% мужчин и 57% женщин. В опросе участвовали люди всех возрастных групп старше 16 лет и представители следующих социальных групп: студенты, пенсионеры, рабочие, служащие. Анкетирование проводилось по двум на­правлением: исследование досугового поведения и изучение потребностей и интересов относительно выставок.

Из всех учреждений культуры население г.Барнаула в своё свободное время чаще посещает кинотеатры (54%), театры (35%) и развлекательные центры (37%), Музеи по досуговым предпочтениям занимают четвёртое ме­сто (31%). Вдвое меньше опрошенных посещают библиотеки и клубы по ин­тересам, 14% респондентов учреждения культуры не посещают совсем. Лишь 31% опрошенных можно считать аудиторией музеев. Именно столько рес­пондентов ответило, что приходят в музеи несколько раз в год. Остальные либо не посещают музеи совсем (23%), либо приходят крайне редко - один раз в несколько лет.


Как правило, досуговые учреждения жители города посещают с друзь­ями (73%), вдвое реже с семьёй, 17% с группой и лишь 12% в одиночестве. Цели посещения разнообразные: для 56% респондентов главным является возможность развлечься, для 36% - получить новую информацию, 35% же­лают спокойно отдохнуть, 9 % - реализовать собственные способности. Можно сказать, что 26% населения города - наиболее вероятная аудитория художественного музея, так как цели посещения учреждений культуры свя­заны с получением эстетического удовольствия. На сегодняшний день ауди­торией ГХМАК являются менее 10% г. Барнаула.

Наибольшая досуговая активность населения отмечена в летний период и в конце года (декабрь). Именно это время выбрали половина опрошенных, как наиболее удобное для посещения учреждений культуры. Меньше всего посетителей следует ожидать в апреле (32%). В другое время готовы прихо­дить в учреждения культуры около 40% респондентов. Из всех дней недели наиболее удобными для проведения досуга вне дома являются пятница (47%), суббота (73%) и воскресенье. В другие дни (за исключением поне­дельника - 9%), могут посещать учреждения культуры 15% аудитории. Наи­более предпочтительно время с 14 до 22 часов, причём пик активности у большинства наступает с 18 до.20 часов. Другие часы, в том числе и после 22 часов, считают подходящими до 20% населения.

В ходе опроса выявлено, что наиболее востребованы аудиторией отно­сительно новые для музея формы образовательно-воспитательной деятельно­сти, такие как концерты современной музыки (43%), театрализованные пред­ставления (31%), дефиле (34%) и презентации (28%). Из традиционных форм работы остаются привлекательными встречи с известными людьми (28%), вернисажи (25%), экскурсии (22%) и концерты классической музыки (25%). Распространённые в музеях литературные чтения и мастер-классы выразили желание посетить лишь 5% потенциальной аудитории. Анализ данного ис­следования позволяет заключить, что мастер-классы в музеях эффективнее заменять похожими, но более современными формами творческой лаборато-


рий, например такой как открытая мастерская, которая представляет интерес в среднем для 16% респондентов. Особой популярностью пользуются нетра­диционные направления в искусстве: боди-арт и тату.

Потенциальная аудитория информацию о проходящих в городе меро­приятиях чаще всего получает посредством телерекламы (60%), из анонсов в газетах (52%), а так же от друзей и знакомых (52%). Лишь около 30% опро­шенных читают статьи в прессе, наружную рекламу, слушают радио и смот­рят телерепортажи. Получение информации о досуговых мероприятиях через сеть Интернет в большинстве случаев (97%) несвойственно для реальной ау­дитории.

Немаловажным фактором для посещаемости музея является его имидж. На сегодняшний день музейную экспозицию 34% потенциальной аудитории воспринимают как среду для учебного процесса, 28% как возможное место для семейного досуга и 26% - отдыха в одиночестве. Очень редко музей рас­сматривают как подходящее учреждение для проведения досуга с друзьями (13%), личных встреч (5%), причём 17% опрошенных ответили, что музей совсем ни для чего не подходит.

Однако данное положение можно изменить. Из всех респондентов, 98% выражают желание приходить в музей чаще при определённых условиях. Для 57% опрошенных главным является изменение тематики выставок в соответ­ствии с их интересами, для 25% - развлекательная программа на выставке, причём для 7% - интерактивная и для 8% с конкурсами и призами. Кроме то­го, аудиторию не устраивает график работы музея (6%) и музейный сервис. Респонденты посещали бы музей чаще при наличии кафе (17%), возможно­сти приобретения сувенирной продукции (16%), литературы по культуре и искусству (6%) и художественных произведений, получивших высокую оценку специалистов (3%).

Интересы и потребности.

Исследование запросов и потребностей потенциальной аудитории от­носительно, тематики и характера выставок показало следующие результаты.


Среди тематических выставок на первом месте по популярности (набрали 60% голосов) оказались те, что связаны с общероссийской историей и куль­турой и её различными направлениями: этнографические выставки, раскры­вающие быт и культуру русского населения, выставки христианской темати­ки. Желание больше узнать об истории и культуре Алтайского края посред­ством экспозиции выразили лишь треть опрошенных.

По характеру предметов-наивысший рейтинг у фотовыставок (66%) и выставок ювелирных изделий (54%). Живописные произведения, преимуще­ственно выставляемые в ГХМАК, привлекают 43% респондентов. Ещё меньший интерес (27%) к графике и скульптуре. Даже выставки из коллек­ций известных мировых музеев привлекают только 28% опрошенных.

К экспозициям предметов ДЛИ аудитория относится избирательно. Например, если ювелирные изделия выразили желания увидеть 54%, опро­шенных, то выставки изделий из дерева, камня и кости выбрали в два раза меньше респондентов. Керамика интересует 20%, а такие предметы как иг­рушка, ткачество, вышивка и кружево лишь 11%. Причём из всех, кто выбрал выставки предметов ДНИ, 95% желали бы иметь возможность приобрести понравившиеся изделия. Довольно популярны выставки коллекций оружия (49%), монет (38%), редкой книги (31%). При этом лишь в среднем около 7% опрошенных привлекают экспозиции марок, календарей, плакатов, самова­ров, голографии.

Из всего ряда тематических выставок заметен повышенный интерес (около 50%) к выставкам развлекательного характера, в особенности воско­вых фигур, юмористическим выставкам, экспозициям посвященных Новому году. Потенциальная аудитория в целом охотно отмечает выставки, посвя­щенные различным праздникам, в том числе и православным. На данные экс­позиции вполне можно ожидать (в зависимости от праздника) от 20 до 50% аудитории.

Менее трети привлекают исторические выставки, причём к событиям истории интерес ниже (29%), чем к историческим личностям (36%). Приори-


теты отдаются в большинстве истории и культуре Древнего мира (38%). Од­нако внимание к современной политической ситуации довольно высокое, в особенности к событиям и реформам (52%). О жизни и деятельности извест­ных политиков посредством выставок пожелали узнать 28% опрошенных и лишь 8% - о деятельности политических партий. В отличие от реальной ау­дитории, потенциальные посетители в большинстве положительно реагируют на возможность проведения в музее выставок политической направленности. От 14 до 36% опрошенных заинтересованы в «проблемных» выставках, в особенности на темы: экология и здоровье, международный терроризм (36%). Четверть опрошенных волнуют проблемы взаимоотношений между людьми, наркомании и преступности. Выставки с ярко выраженной культурологиче­ской направленностью, например, раскрывающие проблемы взаимодействия различных культур привлекают лишь 14% аудитории. Необходимо так же отметить выставки детского творчества, дизайнерского искусства, выставки, посвященные выдающимся деятелям науки, культуры, искусства и т.д. Дан­ные выставки не относятся к числу наиболее востребованных, однако они способны привлечь не менее 20% потенциальной аудитории.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости диффе­ренциации выставочных технологий. Как показал опрос, нет ни одной вы­ставки, которая была бы интересна всем. Кроме того, заметно различаются предпочтения относительно выставок, мероприятий, особенности музейного поведения, источники получения информации и т.д. в различных социальных группах. Рассмотрим эти различия и возможность расширения социального состава музейных посетителей на примере мужской и женской аудитории, так как соотношение количества посетителей из этих групп в ГХМАК, д о-вольно значительно (женщин в 3,2 раза больше, чем мужчин).

Особенности музейного поведения, досуговых интересов и потребно­стей мужчин и женщин

В результате исследования реальной аудитории музея мы выяснили, что мужчины предпочитают проводить свободное время в развлекательных


центрах (46%) и клубах по интересам (22%), в 80% случаев предпочитают с друзьями при этом часто движимы желанием развлечься (65%). Женщины приходят в учреждения культуры с друзьями несколько реже, чем мужчины (69%). Семейные (39%) и групповые (21%) посещения для женщин напротив более привлекательны, чем для мужчин. Мужчины отличаются большей до-суговой активностью независимо от времени года. Женщины более заняты. Лишь треть в течении любого месяца, за исключением июня (46%) может по­сещать учреждения культуры. График работы большинства музеев, в том числе и ГХМАК (с 10 до 18 ч.) в большей степени подходит для женщин. Отношение к музеям у женщин более позитивное, чем у мужчин. Треть жен­щин рассматривают музей как подходящее место для семейного отдыха, столько же считают экспозиции подходящей образовательной средой и 31% опрошенных рассматривает музей как возможное место для отдыха в одино­честве. Мужчины воспринимают музей как консервативное учреждение, преимущественно подходящее для лекций и уроков, при этом 20% совсем не представляют возможным проведение досуга в музее.

Из всех респондентов мужского пола посещающих музей, 54% знако­мы с постоянной экспозицией. Главным критерием при выборе выставки 89% мужчин считают историческую и художественную ценность экспонатов. Половина мужчин предпочитают осматривать выставку самостоятельно без помощи экскурсовода, столько же опрошенных пользуются пояснительными материалами, чаще это этикетаж (34%). Мужчины осматривают выставку быстрее женщин, обращая внимание и запоминая авторов картин. В то же время у мужчин, чаще чем у женщин остаётся целостное представление о выставке, запоминается её особая атмосфера.

Мужчины эмоционально устойчивее женщин, что имеет и положитель­ные и отрицательные стороны. Они эмоционально менее вовлекаются в экс­позицию, восприятие более рационально, чем у женщин. В результате изме­нение эмоционального состояние и досуговых интересов происходит почти в 3 раза реже, чем у женщин. В то же время мужчины менее требовательны к


обслуживанию и условиям пребывания в музее, главные требования к харак­теру экспонатов и организации экспозиции (хорошее освещение, удобство просмотра).

Реальная мужская аудитория, предпочитает выставки раскрывающие культуру и историю России, нежели культуру региона, при этом интерес к родному краю у мужчин выше, чем у женщин. Относительно характера экс­понатов мужчины чаще предпочитают выставки живописи, фотовыставки, выставки таких предметов декоративно-прикладного искусства как керамика, изделия из камня, дерева, ювелирные изделия. Подавляющее большинство -74% мужчин желало бы посетить выставки оружия (женщин - вдвое мень­ше), монет — 46% (женщин - втрое меньше). Привлекательными для 43% оп­рошенных являются выставки, посвященные выдающимся деятелям истории.

Потенциальная мужская аудитория чаще выбирает выставки по их те­матике, нежели по характеру экспонатов. Исключения составляют выставки оружия и монет. Основные сферы интересов: наука, техника, политика. Со­временная жизнь интересует мужчин больше, чем культура других историче­ских периодов. Из 102 предложенных вариантов выставок различного харак-

»

тера лишь 12 мужчины выбирают чаще, чем женщины. Они отмечают втрое меньше выставок, чем женщины, что говорит об избирательности и узком круге интересов мужской аудитории музея.

В отличие от мужчин, большинство женщин желает осматривать вы­ставку с экскурсоводом, либо обращаться за консультацией к сотрудникам музея. Более 60% женщин внимательно читают этикетаж, 18% - аннотации (в 2-3 раза чаще, чем мужчины). Женская аудитория отличается большей эмо­циональной вовлечённостью в процесс знакомства с произведениями искус­ства. В то же время восприятие разрозненно, большинство после просмотра выставки запоминают фамилии отдельных художников и названия работ. На­строение и досуговые предпочтения женщин легко поддаются изменению, познавательная активность выше, чем у мужчин. После посещения выставок - 57%) опрошенных отметили улучшение настроения, 61% (мужчин 30%) вы-


разили желание чаще ходить на выставки и 35% (мужчин 13%) -больше уз­нать об искусстве. В то же время, женщины более болезненно воспринимают несоответствия уровня музейного обслуживания их ожиданиям. Женщины чаще дают оценку выставке исходя из музейного сервиса в целом. Интересы женщин весьма разнообразны: от искусства до современных социальных проблем.

Помимо устойчивого интереса 70% женщин к русской культуре, исто­рии и этнографии, более трети интересуются культурой таких стран как Франция, Япония и Китай - 34% (муж. - 4 %). Более половины желают уви­деть искусство эпохи возрождения, 39% - искусства 18-19 веков. Приорите­ты женщин относительно характера экспонатов распределяются следующим образом: 93% выбирают живопись, 58% - фотовыставки, 53% - ювелирные изделия, 49% - деревянные изделия, 41% - изделия из камня. Среди выставок развлекательного характера предпочтения отдаются растительному и живот­ному миру. Более половины (62%) женщин интересуются христианской ре­лигией, для 20% представляют интерес другие вероисповедания. В канун Но­вого года 37% опрошенных выразили желание увидеть выставку, посвящен­ную этому празднику. Удивительно, но выставка, посвященная международ­ному женскому дню, заинтересовала лишь 12% женщин. Из всех социальных проблем женщин наиболее волнуют проблемы экологии и здоровья, взаимо­действия различных культур и взаимоотношений между людьми.

Потенциальная женская аудитория наравне с мужчинами интересуется политикой и положительно реагирует на возможность проведения в музеях (в том числе и художественных) подобных выставок. Наиболее интересным пе­риодом истории они считают древний мир. Можно отметить, что среди раз­нообразия интересов женщин, заметно их повышенное внимание к выставкам культурологической направленности, искусству и культуре в целом и персо­налиям в этих областях. Кроме того, женщинам свойственна любознатель­ность ко всему, что связано с живой природой.


Реальная и потенциальная мужская аудитория музеев заметно отлича­ется по досугрвым интересам и потребностям. Как правило, это связано с тем, что в ҐХМАК постоянные посетители мужского пола - творческие ра­ботники и их профессиональные интересы связаны с искусством. Среди женщин различия реальной и потенциальной аудитории не значительны.

Для привлечения потенциальной мужской аудитории, помимо значи­тельной корректировки тематики выставок, необходимо в целом совершенст­вовать имидж музея, вводить дополнительные услуги и изменять традицион­ные формы образовательно-развлекательной деятельности. Поскольку без потери музейной специфики невозможно в полной степени сделать измене­ния соответствующие запросам большинства мужского населения, то и в дальнейшем среди посетителей музеев, в особенности художественных, женщин будет больше.

Подготовить выставки, интересные женщинам, проще, чем для муж­ской аудитории и женщины более вероятная аудитория художественного му­зея, чем мужчины. Излишне рассчитывать, что в ближайшем будущем муж­ская аудитория музея будет превышать женскую, так же мало вероятность уравновесить долю лиц того и другого пола реальной аудитории музея. Од­нако следует обратить на это внимание и стараться привлечь, как можно большее количество мужчин, путём создания целенаправленных выставок, чтобы в будущем не создать имидж «женского музея».

Таким образом, В ГХМАК сформирована собственная аудитория, из которой 46% постоянные посетители. Это, прежде всего ценители художест­венных произведений, люди, чьи профессиональные и личные интересы свя­занны с искусством. Более 50% посетителей можно считать аудиторией вы­ставок, причём 9% посетили музей впервые именно благодаря конкретной экспозиции. Из этого можно сделать вывод, что благодаря выставочной дея­тельности музей привлекает большую часть аудитории, как реальной, так и потенциальной. Население г. Барнаула, в особенности молодёжь, чаще всего рассматривает музей как образовательное учреждение. Такой имидж музея


расходится с досуговыми предпочтениями потенциальной аудитории, кото­рая как выяснилось в ходе опроса, предпочитает проводить свободное время с друзьями и встречи, как правило, имеют развлекательный характер.

В дальнейшем, учитывая рост конкуренции, без каких либо изменений сохранить свои позиции будет намного труднее, чем в настоящий момент.

Сравнительный анализ запросов и потребностей реальной, и потенци­альной аудитории, позволил заключить, что большинство выставок типич­ных для ГХМАК, и акцентирующих внимание на самих предметах изобрази­тельного искусства, более привлекательны для реальной аудитории, что вполне закономерно. Именно реальная аудитория наиболее способна оценить характер экспонатов. Реальной аудиторией востребованы выставки, которые тем или иным образом раскрывают культуру родной страны. Это экспозиции живописных произведений русских художников творивших до начала XX века, этнографические выставки, характеризующие через предметы быта и ДПИ традиции и культуру русского народа, выставки православного искус­ства. Подобные выставки оказались в числе самых популярных. Чуть ниже рейтинг у фотовыставок, однако, количество посетителей, выбравших дан­ные экспозиции больше, чем выставки развлекательного характера.'

В целом реальную аудиторию отличает широкий круг интересов, каж­дая их 102 предложенных выставок оказалась востребована. Около половины (60) выставок вызвали интерес более чем у 25% опрошенных, из них 6 вы­ставок набрали более 50% голосов. Ни одну из предложенных выставок не выбрали более 80% аудитории, что говорит о невозможности создания вы­ставок интересной для всех. Самая высокая посещаемость выставки будет обеспечена, если она вызовет внимание более 50% опрошенных. Однако та­кого рода выставки невозможно проводить чаще одного — двух раз в год, достаточно посещаемой будет являться и выставка, получившая одобрение не менее 20% респондентов. Таким образом, следует сделать акцент на диф­ференцированный подход к организации выставок, подразумевающий адрес­ность экспозиции, учёт запросов конкретной социальной или возрастной


группы, досугового поведения, источников получения информации, сроки проведения выставки и т.д.

Потенциальная аудитория чаще ориентируется на тематику выставок. Искусство привлекает реалистичное, это выражается и в предпочтениях от­носительно экспонатов - наиболее популярна фотография. Потенциальная аудитория, в два раза чаще выбирает выставки, посвященные современным социальным проблемам: наркомании, преступности, международного терро­ризма. Высокий интерес к политике, современным событиям. Именно потен­циальная аудитория - основные посетители выставок развлекательного ха­рактера, различной тематики и предметов. Требования реальной аудиторию к экспозициям: зрелищность, актуальность, развлекательность.

Характеризуя основные проблемы, которые возможно решить с помо­щью технологии выставочной деятельности, следуют отметить низкий инте­рес населения к культуре, истории, традициям и религии других стран и на­родов, региональной культуре. Предпочтения потенциальной аудитории от­даются в большинстве уже знакомым темам и экспонатам. Зрелищность и развлекательный характер выставок - непременные условия посещения му­зея более чем для половины потенциальной аудитории. Большинство аудито­рии характеризует низкий уровень культуры восприятия подлинника.

Данные исследования позволяют утверждать, что выставочная дея­тельность ГХМАК представляет собой сложную систему, а субъект управле­ния способен обеспечивать необходимый уровень эффективности данного процесса, что подтверждает возможность применения социокультурных тех­нологий.

В соответствии с выделенными в ходе анализа социокультурной ситуа­ции проблемами и условиями функционирования музея, сформулируем при­оритетные задачи, которые могут выступать целевыми направлениями вы­ставочной деятельности в процессе формирования социокультурной среды региона:

- расширение социального и возрастного состава аудитории музея;


развитие познавательного интереса населения края к культуре дру­гих стран и народов;

привлечение внимания к социально значимым проблемам; актуализация культуры Алтайского края и формирование у населе­ния чувства региональной идентичности;

повышение культуры восприятия произведений искусства и фор­мирование привлекательного имиджа музея в молодёжной среде.

По результатам исследования можно сделать вывод, что технология выставочной деятельности ГХМАК в процессе исторического развития пре­терпела ряд изменений. В данном процессе совершенствовались все компо­ненты технологического процесса и в последнее десятилетие сформирова­лись в определённую систему, включающую управление и маркетинг, экспо­зиционную работу, образовательно-развлекательную деятельность. Данные компоненты в технологическом процессе эффективно реализуют свои целе­вые функции, отмечается этапность и последовательность действий при соз­дании выставок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: