Методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ

И.В. Коробова

Приложение 1

Ш


Приложения


Барнаул 2006


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

І.Организация выставок и разработка выставочных проектов

И.Формирование программ выставочной деятельности музеев

III. Оценка эффективности технологии

выставочной деятельности

Заключение

Список литературы


202 ВВЕДЕНИЕ

Современная выставочная деятельность региональных музеев нашей страны отличается широким спектром выставок: от небольших тематических, до крупномасштабных выставочных проектов. Выставочную деятельность отличает актуальность и культурологическая направленность концепций, разнообразие форм и средств художественного воплощения, традиционных и нетрадиционные методов интерпретации и презентации выставок. Выставка выступает как культурная акция, а зачастую и как социокультурный проект.

К созданию экспозиций привлекаются различные специалисты: хранители, художники, дизайнеры, искусствоведы, историки, педагоги, специалисты в области новых технологий. Современная выставка ориентирована в первую очередь на зрителя, который в процессе коммуникации рассматривается как партнёр и активный участник. Выставочная деятельность становится одним из основных и наиболее значимых направлений музейной работы. Значимость выставочной деятельности обеспечивают её внутренние (обеспечивающие развитие музея) и внешние (влияющие на формирование социокультурной среды региона) функции.

Реализуя своё функциональное назначение, являясь основным каналом коммуникации, стержнем культурной программы музея, выставочная деятельность:

формирует имидж музея, повышает авторитет коллекций, укрепляет его позиции как культурного центра, расширяет многоканальные связи с различными социокультурными организациями и частными лицами, привлекает посетителей, спонсоров, волонтеров и внимание средств массовой информации, обеспечивает финансовые поступления, повышает конкурентноспособность музея на рынке культурно-информационных услуг, выполнение социально-культурных функций музея;

обновляет, обогащает и стимулирует основные направления музейной деятельности: способствует пополнению музейных коллекций, обеспечивает их доступность, дополняет и расширяет постоянную экспозицию, является базой для осмысления принципов её художественного решения, активизирует научную и атрибуционную работу, способствует привлечению, формированию и совершенствованию кадрового состава в музее.


203
В процессе выставочной деятельности музей взаимодействует с
компонентами социально-культурной среды: образовательными

учреждениями, творческими союзами, общественными организациями и др., способствуя:

сохранению и воспроизводству культурных ценностей, восстановлений культурных традиций;

формированию национального, регионального и

профессионального самосознания;

презентации культурных инноваций;

актуализации и решению социально-значимых проблем;

укреплению международных связей, консолидации общества и организации регионального взаимодействия.

Педагогическая значение выставочной деятельности, обеспечивает реализацию образовательно-воспитательной функции музея. В этом процессе выставки осуществляют многостороннее воздействие на личность посетителя:

.формируют мировоззрение и систему ценностей;

активизируют познавательные процессы;

расширяют культурный и художественный опыт;

развивают творческие способности;

способствует адаптации человека к социокультурной среде;

улучшают психофизиологическое состояние. Ситуация, сложившаяся в выставочной деятельности музеев, её социально - культурный потенциал выставок диктует необходимость поиска оптимальной технологии, обеспечивающей эффективность данного процесса. Технологию выставочной деятельности можно представить как отраслевую социокультурную технологию и трактовать как специально организованную систему последовательных действий, обеспечивающую эффективность планирования и организации выставок в конкретных условиях функционирования музея.

Данное понятие характеризует весь процесс выставочной деятельности как целостную систему. Однако можно говорить как минимум ещё о трёх видах выставочных технологий, которые являются составной частью общего процесса: технологии управления выставочной деятельности, технологии разработки выставочных проектов и технологии организации выставок.


204 Каждый из данных видов может так же классифицироваться по ряду признаков.

Представленные рекомендации являются результатом

диссертационного исследования автора и могут использоваться в разработке
выставочных проектов и программ, повышении эффективности деятельности
музеев, галерей и других социально-культурных институтов

осуществляющих выставочную практику; а так же при подготовке специалистов социально-культурной сферы, на курсах повышения квалификации музейных работников и т.д.


I. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВОК И РАЗРАБОТКА ВЫСТАВОЧНЫХ

ПРОЕКТОВ

В данном разделе мы объединили фактически два вида выставочных технологий по той причине, что они имеют общие основания, т.е. единые компоненты технологического процесса.

Выставочная деятельность на сегодняшний день включает в себя все основные направления музейной работы. Технологию выставочной деятельности необходимо рассматривать в единстве структурных компонентов управления и маркетинга, экспозиционной работы и образовательно-развлекательной деятельности. Каждый компонент (подсистема) в технологическом процессе выполняет свою функцию. В процессе работы функционирование подсистемы обеспечивается специалистами, занятыми в данных видах деятельности: управленческой, маркетинговой, экспозиционной, образовательно-развлекательной (чаще данное подразделение носит название научно-просветительной или экскурсионно-массовой работы).

Необходимо отметить, что технология выставочной деятельности всегда конкретна и учитывает условия функционирования музея, его цели и задачи (в зависимости от масштаба, профиля, региональных особенностей, состава коллекций и т.д.). Реализация данных функций обеспечена определённой системой действий на каждом этапе технологического процесса: планирования, организации, реализации. Итак, рассмотрим действия подсистем на каждом из представленных этапов.

1.Планирование. Данный этап является наиболее важным, определяющим основные направления выставочной деятельности и перспективы развития музея. Основной акцент делается на исследовательскую работу, которая для каждой подсистемы имеет свои особенности.

А) В компетенцию подсистемы управления и маркетинга на данном этапе входит: исследование запросов и потребностей музейной аудитории, формирование внешних связей, целеполагание, прогнозирование, определение сроков проведения выставки, источников финансирования.

Изучение запросов и потребностей музейной аудитории предполагает как анализ уже имеющихся данных, так и проведение дополнительных исследований. В первую очередь необходимо изучить потребность в данной выставке (ряда выставок) или выставочном проекте различных возрастных и


социальных группах, что позволит выделить целевую аудиторию выставки. В дальнейшем собирается информация об особенностях досугового поведения целевой аудитории (период досуговой активности: месяц, день недели, время суток), запросов относительно условий организации выставок и музейного обслуживания. Определяются источники получения информации о выставках. Выясняются предпочтения относительно музейных предметов и способов их художественной организации и т.д.

Наиболее эффективно ' при этом использовать такие методы
исследования как анкетирование и интервьюирование. Могут так же
использоваться и другие виды опроса (телефонный опрос, экспресс опрос
через средства массовой информации). Результаты опроса позволяют чётко
сформулировать цель и задачи, которые могут отражать как желаемое
состояние субъекта (аудитории), так и изменения в музейной работе.
Полученные результаты исследования так же позволят сделать прогноз
(посещаемости, доходности выставки) и конкретизировать результат в
показателях, определить сроки проведения выставок. На данном этапе
разрабатывается общая концепция выставки или проект (в зависимости от
формы), определяются источники финансирования. Происходит

формирование внешних связей с региональными и внерегиональными социокультурными институтами, частными лицами, заинтересованными в проведении выставок, а так же устанавливаются контакты с потенциальными спонсорами планируемой выставки или выставочного проекта.

Б) Подсистема экспозиционной работы на этапе планирования осуществляет исследование внутреннего и внешнего музейного фонда, по необходимости возможно дополнительное комплектование коллекций. Внутренний фонд представляет собой коллекции данного музея. Внешний фонд включает в себя фонды других музеев, частные коллекции, предметы музейного значения, имеющиеся в других социокультурных институтах (например,' творческих союзов, фольклорных объединений, центрах этнической культуры и т.д.). Результаты исследования находят отражение в конкретной тематики (и состава экспонатов) возможных выставок, исходя из условий функционирования музея.

В) Подсистема образовательно-развлекательной деятельности проводит музейно-педагогические исследования, целью которых является выявить наиболее эффективные формы и методы педагогической работы с индивидуальными и групповыми посетителями, исследовать особенности


207 восприятия экспозиции различными социальными и возрастными группами. Исследовательские процесс предполагает тесное сотрудничество с образовательными учреждениями, определение возможности координации выставочных и учебных программ, определение приоритетов форм работы для различной целевой аудитории. В соответствии с полученными данными разрабатываются методические рекомендации для подготовки экскурсоводов.

2. Организация. Является основополагающим этапом для получения результата — выставки и. предполагает воплощение предварительных исследований в конкретные формы деятельности.

А) Подсистема управления и маркетинга на данном этапе осуществляет подбор кадров и определяет исполнителей тех или иных операций и процедур. С сотрудниками занятыми в подготовке конкретной выставки или выставочной деятельности в целом проводится предварительный инструктаж, чётко ставятся цели и задачи, определяются условия работы и полномочия, определяется система стимулирования исполнителей. Решаются вопросы финансирования данной деятельности, финансовые и организационные проблемы (в том числе подготовка юридических документов, письменных распоряжений и т.д.), возникающие в процессе деятельности, обеспечивается взаимодействие спонсоров и музейных работников. Важной процедурой является формирование маркетинговой стратегии, исходя из запросов и потребностей целевой аудитории выставок, финансовых и организационных возможностей музея. Изготавливаются информационные материалы, пригласительные билеты, определяется состав и количество приглашённых на открытие выставки, оповещаются об открытии выставки СМИ, органы культуры, образования, творческие работники и т.д.

Б) Подсистема экспозиционной работы. На данном этапе именно эта подсистема определяет основную направленность и педагогическую значимость выставки. Преимущественно содержание работы определяется проектированием: научным (разработка основных идей и содержания будущей экспозиции) и художественным (определение архитектурно-художественных принципов и приёмов), результаты которого фиксируются в тематико-экспозиционном плане и художественном проекте экспозиции. Определяются основные экспозиционные средства (музейные предметы и предметы музейного значения), производится их подготовка (реставрация,


формление), упаковка и транспортировка (по необходимости изготавливается специальный упаковочный материал, производится страхование экспонатов), подготавливаются вспомогательные средства (витрины, вспомогательные экспонаты," осветительная, аудиовизуальная техника, мультимедийное оборудование и т.д.).

В) Подсистема образовательно-развлекательной деятельности осуществляет разработку образовательной (досуговой) программы выставки в которой фиксируются сроки, время, названия мероприятий. В зависимости от запросов и потребностей целевой аудитории определяются методы подачи материала (повествование, диалог, интерактивные методы и т.д.), проводится инструктаж экскурсоводов и ведущих мероприятий, по необходимости привлекаются дополнительные сотрудники: музыканты, актёры, художники и т.д. Подготавливаются дидактические и вспомогательные материалы необходимые для реализации программы.

3. Реализация. Завершающий этап технологического процесса, на котором реализуется основное функциональной назначение выставочной деятельности, подводятся итоги, производится оценка эффективности технологического процесса.

А) Подсистема управления и маркетинга производит координацию деятельности сотрудников всех подразделений, занятых в организации выставки. Важным моментом является реализация рекламной компании, предполагающая взаимодействие с представителями СМИ во время подготовки и работы выставки, их обеспечение информацией (пресс-релизы, буклеты, комментарии, интервью). Необходимо так же проверять достоверность информации перед выходом в эфир и публикацией, фиксировать количество, характер сообщений в специальных книгах учёта, осуществлять сбор материалов публикаций. В процессе реализации контролируется и фиксируется количество посетителей, их удовлетворённость условиями организации (в том числе с применением методов социологического исследования: анализ документов, различные виды опросов), по необходимости вносятся коррективы. Итоговым моментом является анализ эффективности выставки или выставочного проекта, определяются проблемы и причины их возникновения, формулируются выводы, составляется отчёт о проделанной работе.

Б) Подсистема экспозиционной работы воплощает проект в конкретную форму, производит монтаж экспозиции, обеспечивает и контролирует


условия сохранности экспонатов в период монтажа, работы выставки, демонтажа, упаковки и обратной транспортировки, проводит инструктаж смотрителей. Изготавливаются пояснительные материалы: этикетаж, аннотации, буклеты, каталоги, путеводители.

В) Подсистема образовательно-развлекательной деятельности реализует программу мероприятий, проводит учёт и координацию групповых посетителей. Обеспечивает работу с индивидуальными посетителями, проводит индивидуальные экскурсии, консультации, по необходимости осуществляет дежурство на экспозиции. На протяжении всей работы выставки обеспечивает обратную связь (сбор отзывов посетителей, устные и письменные опросы). По результатам полученных данных оценивается педагогическая эффективность реализованной программы, экскурсий, лекций и т.д.

Все компоненты технологического процесса взаимосвязаны между собой и направлены на достижение конечного результата, создание выставки и обеспечение эффективного процесса коммуникации в системе экспозиция -зритель. Обратную связь обеспечивают подсистема управления и маркетинга и подсистема образовательно-развлекательной деятельности.



Структурно - функциональная модель технологии вы ставочной деятельности м узея


Таблица 1



Миссия, цели, задачи


Музей

1~



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: