Тема 2. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга
Цель: Создать условия для изучения Теста рисуночной ассоциации
С. Розенцвейга.
Основные понятия: фрустрация, стресс, агрессия, толерантные реакции, экстрапунитивные, интрапунитивные и импунитивные реакции.
Установка к занятиям [55, 21, 30].
Тест рисуночной ассоциации был разработан С. Розенцвейгом в 1944 г. Им также был предложен детский вариант (1948). У нас тест получил распространение под названием "методика изучения фрустрационных реакций" после адаптации, выполненной Н.В. Тарабриной.
1.1. Определение основных понятий.
Наиболее широко используются следующие два определения фрустрации: первое - как невозможности (или ситуации невозможности) удовлетворения уже активированной потребности из-за какого-либо препятствия, второе - как психического состояния, возникающего вследствие противодействия факторов, блокирующих удовлетворение потребности.
И в том и в другом определении фрустрация относится к ситуативным явлениям. Но иногда, правда, редко, фрустрация понимается как более или менее устойчивая характеристика, свойство личности, неспособность личности приспосабливаться к ситуации стресса. Такого понимания придерживался и сам Розенцвейг, противопоставляя фрустрации толерантность, как способность справиться с фрустрирующей ситуацией без утраты психобиологической адаптации.
|
|
Эмоциональные и поведенческие реакции при фрустрации могут быть разделены на три больших класса. Для этого мы воспользуемся классификацией, предложенной Н.Д. Левитовым:
1) Толерантные реакции, с помощью которых индивид производит адекватную оценку ситуации и достаточно успешно ищет выход из нее.
2) Стенические реакции, с помощью которых отрицательная эмоциональная энергия направляется вовне (кроме агрессии сюда могут быть отнесены некоторые ригидные эмоциональные реакции по тормозному, либо сверхвозбудимому типу).
3) Астенические реакции, к типичным проявлениям которых могут быть отнесены возврат к более примитивным формам поведения (регрессия) и понижение уровня деятельности. Депрессию можно считать классическим примером астенических реакций.
В отличие от эмоциональных реакций, связанных с фрустрацией непосредственно, поведенческие реакции будут зависеть от целого ряда внешних условий. Данное положение важно для более точного определения предмета исследования методики. С помощью методики непосредственно можно оценить лишь эмоциональные ответы, а реальное поведение во фрустрации оценивается лишь прогностически, т.е. результаты имеют лишь предсказательную силу.
|
|
1.2. Характеристика методики.
Методика Розенцвейга использует этот механизм - она создает условия для появления проекции, стимулирует ее и интерпретирует каждый ответ испытуемого как проективный. Стимульный материал методики представляет собой 24 карточки с изображенными на них ситуациями, вызывающими состояние фрустрации у одного из изображенных персонажей. Испытуемый проецирует на него собственные чувства, пробужденные восприятием ситуации, и приписывает этому персонажу определенною фразу, которую тот, как ему кажется, произносит. Изображенные на карточках персонажи не имеют определенных черт, что облегчает идентификацию с ними испытуемого, а следовательно, и проекцию.
В методике Розенцвейга наиболее удачно по сравнению с другими проективными тестами формализована и стандартизирована процедура обработки и интерпретации результатов. В этом ее основное преимущество. Обработка результатов производится легче, чем в других проективных методиках, легко разбивается на этапы. Для обработки используются стандартные оценочные категории, рассогласований по применению которых практически не возникает. Это, а также быстрота и легкость выполнения и возможность группового обследования, позволяет использовать методику в прикладных исследованиях.
К методическим недостаткам следует отнести слабый контроль за процессом проекции. Другое ограничение связано с ситуациями, моделируемыми на стимульных карточках. Стимульные ситуации имеют некоторый диапазон пригодности.
1.3. Основные диагностические задачи.
Основные диагностические задачи методики в виде перечня, в последовательности, которая приближенно отражает порядок обработки и интерпретации тестовых данных.
1. Оценка выраженности различных видов эмоционального реагирования, на основе которой строится индивидуальный профиль реакций и делается вывод о наличии эмоцинально-когнитивных стереотипов реагирования на фрустрацию.
2. Оценка степени социальной адаптированности личности.
3. Анализ отношений личности к себе и социальному окружению.
4. Выявление наиболее вероятных внутренних и внешних конфликтов личности и анализ основных средств их разрешения и компенсации.
5. Оценка фрустрационной толерантности.
6. Прогностика поведения личности в экстремальных условиях социального взаимодействия.
Описание основных сфер практического применения методики:
1. Изучение личности больного неврозом или пациента, имеющего невротическую симптоматику. Применение теста помогает выделить основные источники проблем и конфликтов личности и изучить способы их компенсации и разрешения.
2. Психотерапия. С помощью методики может быть определено направление коррекционных воздействий. Некоторая информация о личностных особенностях, полученная с помощью методики, позволит прогнозировать контакт с пациентом и выбрать адекватные способы воздействия.
3. Социально-психологический эксперимент. Методика используется для определения социальной и групповой адаптированности личности и анализа особенностей социальной перцепции.
4. Диагностика деловых и профессиональных качеств личности. Методика позволяет прогнозировать поведение личности во фрустрирующих ситуациях, связанных с изучаемой профессиональной деятельностью. По выраженности отдельных реакций в профиле может быть составлена и более детальная характеристика деловых качеств испытуемого.