Санитарно-гигиенические навыки
Для воспитанников 7-17 лет
Нравственность и ценностные ориентации
Методика диагностики эмоционального компонента нравственного сознания ребенка
«Что мы ценим в людях»
Описание:
Ребенку предлагается мысленно выбрать двоих своих знакомых: один из них – хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят его назвать качества каждого из них. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а так же его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить его отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование) на безнравственный.
Обработка и интерпретация результатов методики:
|
|
Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:
§ 0 баллов – ребенок не имеет чётких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
§ 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки. однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
§ 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное, ещё недостаточно устойчивы.
§ 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками, эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам адекватное и устойчивое.
Результаты методики диагностики эмоционального компонента нравственного сознания ребенка
«Что мы ценим в людях»
ФИО воспитанника___________________________________________________________
Возраст_______________
Объяснения | Эмоциональные реакции | |
Хороший человек | ||
Плохой человек |
Общее количество баллов__________
Выводы по нравственности и ценностным ориентациям:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Дата________________ ФИО специалиста_________________________
Для диагностики уровня владения ребенком санитарно-гигиеническими навыками педагогу необходимо в процессе наблюдения за ребенком в течение дня выявить умения ребенка, в соответствии с его возрастом.
Ребенок 3-6 лет должен уметь:
1. мыть руки и пользоваться зубной щёткой,
2. мыть руки перед едой и после посещения уборной,
3. мыть лицо и шею,
4. чистить зубы утром и вечером,
5. мыть ноги перед сном,
6. правильно держать тело,
7. кушать не торопясь,
8. самостоятельно убирать игрушки.
Обработка результатов:
За наличие каждого из умений ребенок получает 1 балл. Отсутствие неумение выполнять санитарно-гигиеническое требование оценивается в 0 баллов. Если ребенок владеет навыком частично, ему требуется помощь взрослого при выполнении какой-либо процедуры – он получает 0,5 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок в данной возрастной группе составляет 8 баллов.
Средний уровень владения санитарно-гигиеническими навыками - от 4 до 6 баллов. В процессе коррекционной работы, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания, оказывая минимальную помощь.
Низкий уровень владения санитарно-гигиеническими навыками - менее 4 баллов, у детей практически отсутствуют навыки ухода за телом, что предъявляет особые требования к развитию у них данных навыков.
Высокий уровень владения санитарно-гигиеническими навыками (по данной методике) - 8 баллов.