1. Показатели состояния моторного развития ребенка двух-трех лет:
уровень развития общей мускулатуры: координация, согласованность, наличие/отсутствие добавочных движений;
уровень развития тонкой моторики пальцев рук: координация, согласованность, наличие/отсутствие добавочных движений, способ захвата мелких предметов.
2. Показатели сенсорного развития ребенка двух-трех лет:
состояние гностических функций: узнавание геометрических фигур и цветов;
уровень развития праксиса: ориентация в трехмерном пространстве и в двухмерном пространстве (на плоскости стола, на ковролинографе, расположенном вертикально относительно пола, горизонтально на полу).
Диагностика моторного развития включает исследование общей и мелкой моторики. Она основывается на понимание того, что:
общая моторика - это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. Навыки общей моторики в целом отличаются от навыков тонкой моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы руки и глаза, и все же их многое объединяет.
|
|
Моторное развитие ребенка происходит по вполне определенной схеме. Сначала ребенок учится управлять своей головкой, затем мышцами плеч, позже бедер. Когда он научится управлять этими крупными мышцами, он приобретет силу и устойчивость, необходимые для развития групп более мелких мышц - сначала локтей и коленей, затем запястий и лодыжек, и, наконец, кистей рук, стоп и языка. Именно эти мелкие мышцы несут ответственность за "качество" навыков, в то время как большие мышцы поддерживают равновесие ребенка.[1]
Умение держать равновесие. Умение хорошо сохранять равновесие очень важно для всех навыков общей моторики. Если малыш хорошо сохраняет равновесие, он будет уверенно вступать в игру со сверстниками, и не будет бояться, что его могут толкнуть. Он будет получать удовольствие от лесенок и горок на детской площадке, а не сторониться их.
Умение передвигаться по (через) бревнышкам. Подъем и спуск по ступенькам (по лестнице) развивает у ребенка силу и чувство равновесия. Умение преодолевать ступеньки пригодится малышу и в игре и при самостоятельном передвижении. Кроме того, это важно для безопасности ребенка в будущем, когда он станет старше и самостоятельнее.
Умения прыгать с высоты 15-20 см. Именно умение прыгать меняет переваливающуюся походку малыша, "везущего" ступни по поверхности, как будто он только что научился ходить, на уверенную ходьбу физически более развитого ребенка.