I. Исследование развития речи и общения

Процедура обследования ребенка двух-трех лет

Методика логопедического обследования детей двух-трех лет

За основу образовательного процесса в этом возрасте принята смена различных видов деятельности и окружающей обстановки в ходе нахождения ребенка в образовательном учреждении и принцип доступности материала для ребенка двух-трех лет.

1 этап: исследование речи и общения. Обследование ребенка проводится в небольшом помещении с минимальной насыщенностью игрушками. Дидактический материал представлен только на столе и в соответствии с рекомендациями к проведению диагностических проб по данному блоку.

2 этап: диагностика развития общей моторики. Проводится в большой комнате, оборудованной различным материалом и оборудованием для физкультурных занятий.

3 этап: исследование уровня развития процессуальной игры.

4 этап: диагностика развития тонкой моторики. Исследование проводится в большой комнате, оснащенной соответственно диагностической ситуации.

5 этап: исследование сенсорного развития.

1. Параметры изучения общения ребенка двух-трех лет:

­ инициативность ребенка в общении;

­ чувствительность к воздействиям взрослого;

­ используемые средства общения.

2. Параметры диагностики развития речи ребенка двух-трех лет:

­ степень развития активной речи;

­ степень развития пассивной речи;

­ способность выполнять речевые инструкции взрослого.

Диагностика общения предполагает регистрацию инициативности ребенка в общении, его чувствительность к воздействиям взрослого и средств общения.

Параметры изучения общения ребенка двух-трех лет рассматриваются исходя из следующих показателей.

Инициативность в общении отражает стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям, приглашение к своим действиям, приглашение к совместной деятельности. Его показателями являются разнообразные обращения ко взрослому: демонстрация собственных умений, просьба о помощи, вовлечение в совместные действия, поиск оценки своих действий, эмоционального отклика на свои переживания. Полное отсутствие инициативы в общении или ее слабая выраженность свидетельствуют о недоразвитии личности ребенка и его мотивационной сферы.

Чувствительность к воздействиям взрослого отражает желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества, как правило, дети чутко реагируют на обращения к ним взрослого, охотно отвечают на его инициативу. Это очень важный параметр, наличие которого в поведении ребенка является необходимым условием для овладения культурно-обусловленными способами действий с предметами, развития умения взаимодействовать с другими людьми. Чувствительность к воздействиям взрослоговыступает важным свидетельством потребности в общении со взрослым. Поскольку эта потребность является важным условием психического развития маленького ребенка, устойчивое отсутствие у него реакции на предложения и инициативу взрослого в разных ситуациях взаимодействия служит тревожным признаком.

Средства общения. Данный параметр включает в себя действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого к предметам, вовлекает его в совместные действия и участвует в них. Разнообразие и гармоничное использование средств общения со взрослым также является важнейшим показателем уровня общения. При нормальном развитии ситуативно-делового общения ребенок пользуется всеми группами средств коммуникации. Экспрессивно-мимическими, предметно-действенными, речевыми.

Показателям данного параметра являются:

§ понимание речи взрослого (данный показатель фиксируется на основании ответных действий или слов ребенка после обращений к нему взрослого, при выполнении словесных инструкций);

§ экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные жесты;

§ предметные действия;

§ активная речь (этот показатель включает предречевые вокализации /лепет/, отдельные слова, фразы).

При оценке показателей учитывается, что возраст ребенка от 2 до 3 лет является периодом его интенсивного речевого развития. Особенно быстро в это время развивается активная речь ребенка. Вместе с тем, количество произносимых речевых звуков и слов не является и единственным показателем нормального речевого развития. Важно, чтобы между активными и пассивными словами ребенка существовала тесная взаимосвязь, а каждое слово было наполнено определенным смыслом. Поэтому при диагностике речевого развития главным является учет показателя гармоничности развития разных его аспектов.

При диагностике развития речи выделяется три главных параметра:

ü степень развития активной речи – любые речевые обращения, просьбы, требования, называния предметов, речевое сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребенка;

ü степень развития пассивной речи – понимание значения слов, предложений, различных частей речи (предлогов, наречий, союзов);

ü способность выполнять речевые инструкции взрослого, которое свидетельствует о том, что речь становится средством не только общения, но и регуляции поведения, что является первым шагом к становлению саморегуляции.

Для диагностики психического развития детей от рождения до трех предлагается использовать методику, разработанную Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, Т. В. Ермоловой, С. Ю. Мещеряковой. Анализ результатов осуществляется на основе использования адаптированной Лукичевой К.А. (аспирантка кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена, научный руководитель проф. Л.Б. Баряева) для целей диагностики шкалы оценки параметров общения и речи (авторы Смирнова Е.О, Мещерякова С.Ю., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В.).

При проведение обследования учитывается тот факт, что интенсивное развитие речи приводит к тому, что уже к концу третьего года у некоторых детей возникает способность к внеситуативно-познавательному общению со взрослыми. Их интересы не исчерпываются сиюминутной совместной игрой, а распространяются на предметы и события, не представленные в конкретной ситуации. Это выражается в вопросах ребенка, интересе к рассказам взрослого и к картинкам, в стремлении сообщить какие-то сведения и т.д. Хотя внеситуативно-познавательное общение не является характерным для двухлеток, определение его уровня важно для оценки перспектив развития ребенка и выявления детей, опережающих возрастные нормы. Поэтому один из показателей предлагаемой методики отражает степень вовлеченности в познавательное общение со взрослым.

Диагностические пробы

Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Цели: выявление предпочитаемого ребенком вида деятельности (общение со взрослым или индивидуальная предметная деятельность) и формы общения (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное или ситуативно-личностоное); определение уровня инициативности ребенка в общении.

Процедура проведения обследования: экспериментатор садится на стульчик неподалеку от ребенка и в течение двух-трех минут наблюдает за поведением ребенка, не проявляя никакой инициативы. Если ребенок самостоятельно начинает игру или вступает в контакт со взрослым, он поддерживает детскую инициативу. Если же в течение двух-трех минут ребенок остается выжидающе пассивным, взрослый переходит к следующей пробе.

Ситуация 2. «Совместная игра со взрослым»

Цели: выявление уровня ситуативно-делового общения со взрослым, активной и пассивной речи ребенка, словарного запаса; определение уровня понимания речи и выполнения простых инструкций взрослого.

Процедура проведения обследования.

Проба 1.Педагог подводит ребенка к столику и предлагает рассмотреть, что на нем находится. Он показывает ребенку каждый из представленных на столе предметов, спрашивая «Это что?». Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет сам и просит повторить ему название.

Проба 2.Педагог просит ребенка взять и дать ему сначала два-три предмета поочередно, а потом два предмета сразу.

Например: «Дай мне, пожалуйста, матрешку и мишку». Затем он предлагает ребенку посадить куклу на стульчик, потом спрятать под стульчик. Если ребенок не понимает этой просьбы и не выполняет действий, взрослый проделывает их сам, комментируя свои действия, после чего предлагает ребенку повторить их.

Потом педагог просит выбрать какой-либо определенный предмет из тех, что имеются на столе в нескольких экземплярах. Например: «Дай мне, пожалуйста, красный кубик».

Проба 3. Педагог предлагает ребенку поиграть с игрушками и спрашивает, какая их них ему больше всего нравится. В случае, если ребенок называет или выбирает какую-нибудь игрушку, взрослый начинает совместную игру с ребенком с использованием этой игрушки.

Ситуация 3. «Совместное разглядывание картинок»

Цели: выявление уровня развития внеситуативно-познавательного общения и речи ребенка.

Процедура проведения обследования: педагог привлекает внимание ребенка к книжке и предлагает ее «почитать». Сначала он дает возможность ребенку самому рассмотреть картинки, назвать те, которые он узнает, поддерживая его активность поощрениями и вопросами. Если ребенок не проявляет никакой активности, взрослый старается вовлечь в его в совместное рассматривание картинок и их обсуждение. В случае, если ребенок принимает эту форм взаимодействия, взрослый строит ее в такой последовательности:

· просит назвать 2-3 знакомых животных, спрашивая: «Это кто? Где живет? Что делает?» и т.д. Если ребенок молчит, взрослый сам отвечает на эти вопросы и просит повторить высказывания;

· предлагает найти среди картинок машинку или самолет и просит назвать изображенный на картинке предмет;

· показывает картинки с изображениями детей и спрашивает, что они делают («Что делает девочка?»). Если ребенок не отвечает, взрослый просит его показать ту или иную картинку (например, ту, где нарисована девочка, которая ест, или рисующий мальчик);

· показывает картинки с животными (птицами) и просит показать одну из них (например, ту, где птичка сидит на дереве).

В случае полной пассивности ребенка и отказа выполнять инструкции взрослого картинки убираются. Педагог пытается осуществить с ребенком другие виды общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow