Конструирование качественного диагностического инструментария

СЕМИНАР № 2

Различных тестовых форм

Сравнительная характеристика технологических свойств

Краткая спецификация теста

Содержание предмета (разделы) Предполагаемая деятельность тестируемого
Репродуктивный уровень Продуктивный уровень
Знание определений, фактологического материала (правила, формулы, законы) Умения применять знания по образцу, алгоритму Умения применять знания в «новой», нестандартной ситуации
Количество заданий Количество заданий Количество заданий
Раздел «А»      
Раздел «Б»      
Раздел «В»      
Раздел «Г»      
Технологические характеристики тестовых форм Задания с выбором ответов (закрытые, на соответствие) Задания на дополнение с ограничением ответа Задания на дополнение со свободным ответом
Проверка знания фактологического материала годятся годятся годятся, но редко используются
Проверка умений применять знания по образцу (репродуктивный уровень) годятся годятся, но обладают ограниченными возможностями годятся
Проверка умений применения знаний в «новой» ситуации (продуктивный уровень) не годятся не годятся годятся
Простота в конструировании нет есть есть
Исключение эффекта угадывания нет есть есть
Простота при оценке результата выполнения есть нет нет
Объективность в оценке результата есть иногда есть нет
Исключение фактора ошибок испытуемых есть нет нет
Возможность оригинального ответа нет нет есть

Понятийное поле:

«Критерий», «показатель», «индикатор», «уровень сформированности (развития)» «системы оценки учебных достижений» и др.

Литература:

1. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

2. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся: Инструктивно-методические материалы / Под ред. О.Е. Лисейчикова. – Мн.: НИО, 2002. – 400 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд. – М.: Логос, 2002. – 384 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия». – 2002.

5. Педагогика: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4-е изд. – Москва: Школа-Пресс, 2004. – 512 с.

6. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – Москва: Высшая школа, 2004. – 512 с.

7. Поташник, М. М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах) / М. М. Поташник. – Москва: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.

8. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. – М.: «Логос», 1999. – 272 с.

9. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 256 с.

10. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – Москва: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.

11. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума: учеб. пособие / М.А. Холодная. – Москва: ПЕР СЭ, 2002. – 304 с.

12. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

13. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М.Б. Челышкова. – М.: Логос, 2002 – 327 с.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Сконструируйте диагностические задания (не менее 3; учебная дисциплина – по выбору) в соответствии с уровнями освоения знаний: «знание-представление», «знание-понимание», «знание-применение в стандартных ситуациях», «знание-применение в нестандартных ситуациях»:

Цели обучения Результаты обучения Диагностические задания
Знания-представления Описывает, высказывает общее суждение, называет (используя очевидные признаки), ориентируется (в наиболее общих вопросах, в общих чертах), распознает (по очевидным признакам)… 1. …? 2. …? 3. …?
Знание-понимание Анализирует, аргументирует, включает, выводит, группирует, доказывает, делает заключение, классифицирует, обобщает, объясняет, определяет, оценивает, соотносит, сравнивает, устанавливает, формулирует… ?
Знание-применение стандартной ситуации Апробирует, демонстрирует, изменяет, измеряет, испытывает, организует, планирует, применяет, разрабатывает, рассчитывает, решает, составляет, управляет, формирует… ?
Знание-применение в нестандартной ситуации Видоизменяет, импровизирует, интегрирует, комбинирует, выдвигает гипотезы, конструирует, моделирует, модернизирует, переносит, перестраивает, преобразовывает, прогнозирует, проектирует, исследует, экспериментирует, систематизирует; рефлексирует ?

2. Разработайте систему критериев, показателей, уровней сформированности (развития), например, репродуктивных умений, лигвистических и др. способностей, интеллектуального стиля, рефлексии, эмпатии, ответственности, опыта проектирования педагогического процесса и др. результатов педагогического процесса (по выбору).

Результаты педагогического процесса Критерии Показатели-индикаторы Уровни
Индивидуальный интеллектуальный стиль      
     
     
     
     

3. Интерактивная технология «Мастерская будущего»

Проблема: Как повысить объективность 10-балльной системы оценки, возможность качественной оценки развития творческих способностей учащихся, уровень и динамику развития, процесс движения к результату, степень индивидуальных усилий?

Этапы:

1. Критика (участники в течение 5-7 мин. на отдельных листах бумаги фиксируют «+» и «–» «10-балльной системы оценки учебных достижений»).

2. Презентация индивидуальных смыслов («+» и «–»).

3. Обобщение индивидуальных смыслов в двух аналитических группах.

4. Презентация обобщённых смыслов;

5. Конструирование идеальной модели (идеальной модели оценки учебных достижений школьников с опорой на сравнительную таблицу). Создаются 3-4 творческие группы.

6. Презентация идеальных моделей.

7. Критика идеальных моделей с позиции реалий образовательной практики.

8. Рефлексия (оцените продуктивность состоявшегося взаимодействия).

Сравнительный анализ традиционной и «субъект-субъектной» систем оценки

учебных достижений учащихся

Традиционная система оценки Субъект-субъектная система оценки
2. Оценивается конечный результат 2. Оценивается процесс движения к результату
3. Оценка осуществляется дискретно 3. Оценка осуществляется непрерывно
4. Результат оценки – количественная отметка 4. Результат оценивания – количественно-качественная многомерная характеристика учебных достижений
5. Оценка сфокусирована на отдельном предмете и теме 5. Оценка системна и межпредметна
6. Оценивается фрагментарное знание и узкоспециальное умение 6. Оценивается широта и глубина прикладных знаний и умений
7. Учитель выступает в роли судьи и контролёра 7. Учитель выступает в роли адвоката и консультанта
8. Оценка преимущественно осуществляется учителем 8. Поощряется само- и взаимооценка
9. Основной акцент – объективность оценки 9. Основной акцент – сочетание оценки и самооценки
10. Акцентируется внимание на то, что учащийся не знает и не умеет 10. Акцентируется внимание на то, что учащийся знает и умеет
11. Оценка зачастую носит сравнительный характер в пределах класса 12. Оцениваются индивидуальные уникальные характеристики ученика безотносительно к достижениям других учеников
13. Оценивается один тип интеллекта в пределах данного предмета 13. Оцениваются различные типы интеллекта, его множественность
14. Оценивание ограничено отдельным средством (контрольной работой, тестом) 14. Оценивание предполагает использование разнообразных средств (учебных портфолио)
15. При оценивании преобладают «закрытые» задания с одним заранее предусмотренным правильным ответом 15. При оценивании поощряются «открытые» задания и возможными вариантами ответов
16. Оцениваются фиксированные учебные достижения 16. Принимаются во внимание приложенные усилия к достижению учебного результата
17. Оценивание преимущественно индивидуально 17. Наряду с индивидуальной поощряется групповая, командная оценка
18. Суть оценки – демонстрация ошибки 18. Суть оценки – предупреждение ошибки и обучение на ошибках
19. Оценивание проводится в искусственных, стрессовых условиях 19. Оценивание проводится в естественных условиях, помогающих снимать стресс и напряжение
20. Учитель указывает на ошибки и пробелы в знаниях и умениях учеников 20. Учащийся самостоятельно и осознанно определяет свои пробелы и совместно с учителем работает над их устранением
21. Приоритет фактора времени в оценке 21. Гибкость временных рамок
22. Качественная оценочная информация (наблюдение, интервью, беседа) не существенна при оценке 22. Важность качественной информации (эмоциональный фактор, мотивация, инициатива, отношение к предмету) при оценке
24. Формируется «иждивенческий» менталитет: что оценивается, то и надо учить 24. Поощряется выход за пределы учебной программы и стандарта
25. Количественная внешняя оценка – мера знания 25. Объективная самооценка – индикатор знания
26. Ценность чистовиков как конечного варианта работы 26. Ценность не только чистовиков, но и черновиков как рабочего варианта
27. Акцент на достижении как конечном показателе эффективности обучения 27. Акцент на развитии учащегося как непрерывном процессе самообразования

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: