Подготовка дебатов

Технология подготовки и проведения дебатов

Дебаты – технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Ряд исследователей (Е.О. Галицких, С.А. Пуйман, В.В. Чечет и др.) предлагают использовать дебаты при подготовке педагогов к профессиональной деятельности.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:

  • четкость и конкретность формулировки;
  • однозначность понимания;
  • перспективность для обсуждения;
  • значимость для учасников.

Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

Правила организации дебатов

  • в дебатах участвуют все: 8 спикеров (по 4 с двух сторон), 1 председатель (организатор), 1 секретарь (следит за временем) и 3 эксперта и действует в соответствии с ними, остальные – "зрители" – подбирают аргументы "за" и "против", формулируют вопросы);
  • в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;
  • каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
  • в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм­аут длительностью до 2 мин;
  • спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
  • к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;
  • эксперты оценивают аргументы, но не участников.
  • знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов;
  • определение исходного тезиса дебатов;
  • подбор, изучение и анализ основной литературы;
  • распределение ролей;
  • разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов;
  • разработка экспертами критериев оценки;
  • индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Непосред­ственно в игре участвуют председатель, секретарь и две команды – "Утверждения" ("У") и "Отрицания" ("О") – по четыре человека, которых традиционно называют спикерами. Это основные участники игры. Кроме того, необходимо выбрать трех экспертов, которые в последующем будут оценивать деятельность спикеров в процессе самих дебатов. Остальные играют роль зрителей.

Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наи­лучшей обоснованности своей позиции.

Тема формулируется в виде тезиса-утверждения или антитезиса-отрицания. Исходя из темы подбираются понятия, которые будут использоваться в процессе выступлений, даются их определения и устанавливается логическая взаимосвязь между ними.

Аспект – категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются 1–2 прилагательными. Например, "педагогический", "методический", "социальный", "психологический", "экономический", "кадровый" и другие аспекты. Кейс должен включать в себя несколько различных аспектов (от 3 до 6).

Аспекты характеризуются посредством аргументов, которые формулируются 1–3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов (от 1 до 3).

Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. Поддержка должна быть объективной, т. е. содержать высказывания специалистов в той сфере, области, которая рассматривается в данный момент, иметь ссылку на конкретный источник (монографию, статью, исследование), отражать известные и реальные факты. Следует обратить внимание педагогов на целесообразность подготовки схем, графиков, диаграмм, подбор афоризмов, цитат, пословиц, которые иллюстрируют доказательность тезиса или антитезиса.

В кейс входят также контраргументы, которые выдвигаются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же как и аргументы, формулируются несколькими предложениями и обосновываются поддержками.

В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение, которое формулируется на основании всех предыдущих элементов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: