Признаки тоталитарных сект

РАДИКАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ

Радикальная феминистская теория оформилась в конце 60-х — начале 70-х годов XX века, когда группа женщин, участвовавших в борьбе за гражданские права и антивоенном движении, осознали то угнетение, которому они подвергаются со стороны мужчин: во время аитиииаугура-циошюго собрания в 1959 году, когда женщины пытались представить свою феминистскую позицию, мужчины из аудитории начали вы­смеивать, освистывать и оскорблять их, причем некоторые мужчины зашли так далеко, что стали выкрикивать непристойности в адрес жен­щин, находящихся на сцене. Радикальный феминизм родился, таким об­разом, как реакция на теории, организации и поведение мужчин из «но­вых левых».

Подавление женщин вызвано доминированием мужчин, значит, так как проблема в мужчинах, социалистические изменения общества ни к чему не приведут. Следовательно, женщины должны создавать свои собственные общественные институты и ужесточить отношения с муж­чинами. Создавая женские общественные институты, женщины начнут полагаться па других женщин, а не на мужчин. Для борьбы с сексизмом экстремистски настроенные радикальные феминистки призывают отка­заться от гетеросексуальных отношений и оправдывают превращение всех женщин в лесбиянок. Это будет общество, где женские способности к участию, интуиции, воспитанию детей будут доминировать.

Конечно, среди последовательниц радикального феминизма меньше согласия, чем среди приверженцев других моделей. План полного преоб­разования общества еще нуждается в доработке, особенно в той части, где описывается роль мужчин в «женском» мире. Убеждение в том, что мужская власть является основной характеристикой общества, которое подавляет женщин, — элемент, объединяющий разрозненные представ­ления радикального феминизма.

1. Во главе стоит харизматический лидер, который либо «получил от­кровение от Бога», либо считает себя посланцем Бога с уникальным доступом к Всемогущему, либо «стал живым Богом».

2. Лидер создает особую коммуну (общину, семью), в которой стано­вится духовным (истинным, божественным) отцом. Первоначально такие общины размещаются в какой-то определенной местности. Ко­гда сектанты выезжают в другие регионы, им все равно предписыва­ется совместное проживание.

3. В общине устанавливаются обязательные для всех нормы поведения. Причем очень часто эти нормы носят абсурдный характер.

4. Со стороны лидеров осуществляется строгий контроль за членами секты.

5. Вступающие в некоторые секты принимают новые имена. Обычно это происходит при крещении, посвящении или инициации.

6. Представители многих сект придерживаются апокалипсического взгляда на мир, в связи с чем часто отказываются от собственного

имущества.

7. Обычно сектантов объединяет крайняя озабоченность смыслом жиз­ни и ощущение единства не только с самим собой и не только с дру­гими, но и со всей Вселенной.

8. Психическое состояние многих сектантов можно сравнить с невро­зом навязчивых состояний.

9. Провозглашаемые идеи и цели деятельности секты персонифициру­ются в конкретных носителях и исполнителях. В первую очередь — в лидерах секты, что приводит к их идеализации и культу.

10. Члены секты отождествляют себя с идеей (учением) через признание авторитета лидеров и всех тех, кто выражает, отстаивает, воплощает в жизнь эти идеи (учения), в результате чего возникают потребность приобщить себя к их числу, затем — солидарность и единодушие, скрепление общей идеей (учением). Одновременно с усилением со­лидарности в своей группе возникает гордость за нее, переоценка ее достоинств и предубеждение в отношении других групп, враждеб­ность к ним, недооценка возможностей этих групп, т. е. срабатывает такой механизм межгрупповой формы социальной перцепции, как впутригрупповой фаворитизм.

11. Нетерпимое отношение к официальной Церкви и другим религиоз­ным течениям. При этом собственные взгляды провозглашаются ис­тинными.

12. В случае противодействия сектантам со стороны общества происхо­дит экстремизация их убеждений, повышается агрессивность и осу­ществляется переход на конспиративную деятельность.

13. В большинстве сект почти всем членам вменяется в обязанность мис­сионерская деятельность.

14. Учения многих сект являются по сути своей эклективными.

15. Разные секты используют различные ключевые слова, т. е. словарь, который имеет особое, исключительное значение для адептов и кото­рый должен быть непонятным для непосвященных.

Домашнее задание:

Задание 1. Составьте кроссворд по данной теме (10 вопросов).

Задание 2. Ответьте на вопросы:

  1. Какие методологические проблемы возникают в больших социальных группах?
  2. Наиболее распространенное понятие для описания особенностей психического склада этнической (национальной группы) это…

а) этнопсихология;

б) эмоциональная сфера;

в) национальный характер;

г) этноцентризм;

3. Какова структура психологии больших социальных групп?

3. Конспектирование (по выбору).

Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии / А.П. Назаретян. – СПб., 2003. – С. 20-46.

Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии / А.П. Назаретян. – СПб., 2003. – С. 61-85.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: