Принципы и методы экономического районирования. Классификация регионов
Территориальное разделение труда как основа экономического районирования
Тема 7 Экономическое районирование и административно-территориальное устройство Российской Федерации
Экономическое районирование – выделение территории с определенным сформированным производством, основанным либо на собственных ресурсах, либо на трудовых навыках населения с учетом исторически сложившихся хозяйственных укладов. Основа экономического районирования – территориальное разделение труда, специализация на определенном виде товарной продукции, которая объективно определяет экономический профиль территории.
Экономический район – это целостная часть территории народно-хозяйственного комплекса с ярко выраженной специализацией и развитием широких хозяйственных связей (внутрирайонных, межрайонных).
Главные признаки экономического района: целостность, специализация, комплексность.
|
|
По масштабу пространственного охвата территориальное разделение труда можно подразделить на шесть различных уровней.
1. Всемирное разделение труда.
2. Международное разделение труда в рамках объединения государств.
3. Межрайонное разделение труда между экономическими районами страны.
4. Внутрирайонное разделение труда – территориальное разделение труда внутри экономического района страны.
5. Внутриобластное разделение труда (разделение труда внутри административно-политических единиц страны – областей, краев, республик).
6. Локальное разделение труда – территориальное разделение труда внутри части области, между городом и его пригородами, между несколькими городами, местностями и т.д.
Принципы – основные правила долгосрочной политики, методы хозяйствования, учитывающие закономерности и факторы районирования:
- принцип экономической и социальной эффективности - необходимость учета конечного народно-хозяйственного и социального результата при размещении экономики и ее территориальной организации и соблюдение закона экономии времени и повышения производительности труда;
- принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;
- принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;
- принцип выравнивания уровней экономического и социального развития районов страны;
- принцип учета требований военной безопасности при размещении производительных сил.
|
|
Для одной территории может быть проведено множество видов районирования. Основные виды районирования в России:
· Административно-территориальное районирование,
· Общее экономическое районирование,
· Проблемное экономическое районирование,
· Трансграничное районирование.
Экономическое районирование является одним из возможных критериев территориального деления. Поскольку существует несколько подходов к определению региона, то уже в связи с этим обстоятельством выделяется ряд классификаций регионов. Среди них можно выделить следующие основные группы.
1-я группа классификаций – на основе однокритериальных показателей, выделение регионов по единичным признакам.
2-я группа классификаций – сложные показатели (двух- и многокритериальные), выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом «Эксперт» на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
3-я группа классификаций – на основе выделения ключевых проблем регионального развития.
7.3.1 Общее экономическое районирование.
Последнее официальное разделение территории России на экономические районы было осуществлено в СССР. Территория была разделена на 19 крупных экономических районов, из них 11 находились на территории РСФСР: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Каждый экономический район включает определенные субъекты федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится только Калининградская область.
Наряду с экономическими районами, для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление России на две макроэкономические зоны: Запад (Европейская часть и Урал) и Восток (Сибирь и Дальний Восток). Кроме того в экономических исследованиях используются укрупненные экономические районы (примерно 5-8), а также смешанные схемы объединения экономических районов, например, выделение европейского ядра и периферийных северных, южных и восточных регионов.
7.3.2. Проблемное экономическое районирование.
Для целей государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов. Проблемное районирование осуществляется в том числе и для решения оперативных задач. Например, для оказания помощи из федерального бюджета территориям, оказавшимся с ложной экономической ситуации вследствие стихийных бедствий выделяются пострадавшие территории. В регионах проблемного типа осуществляются общегосударственные целевые территориальные программы. На уровне регионов возможно также выделение проблемных территорий, естественные границы которых могут и не совпадать с административными.
7.3.3. Трансгосударственное районирование.
Интернационализация и глобализация экономики приводят к определенной унификации национальных систем административно-территориального и экономического районирования, формированию транснациональных или трансгосударственных регионов. Этот процесс наибольшее развитие получил в рамках европейского союза.
Приграничные регионы России также вовлекаются в процесс формирования транснациональных регионов. Этот феномен наблюдается на границах с Финляндией, Белоруссией, Украиной, Казахстаном, где трансграничные регионы объединены в ассоциации сотрудничества.
Понятие регион применяется и по отношению к международным сообществам-регионам мира. Некоторые из них имеют наднациональные институты координации и (или) управления (регион ЕС, регион СНГ, NAFTA, АТЭС). Либерализация национальных рынков товаров, труда, капитала, информации, стимулирует развитие отношений между национальными регионами и формирование транснациональных регионов.