Семинар № 2
Тема 2.3. Исследование высших психических функций
Семинар № 1
Раздел 2. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением интеллекта
Цель и задачи изучения темы:
1. Знакомиться с методикой, группами методов, направленных на изучение особенностей наглядного и вербально-логического мышления детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
2. Формировать представление о системе оценки и интерпретации результатов изучения мышления
3. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы
Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы
Методические указания: вопрос 1 предполагает экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 2.3, раздел 2)
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Методика исследования мышления. Группа методов, направленная на анализ наглядных видов мышления. Группа методов, предназначенная для выявления особенностей вербально-логического мышления детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
|
|
2. Система оценки и интерпретации результатов: понимание и принятие задачи, понимание инструкции, способы выполнения задания, результативность выполнения заданий и возможность коррекции ошибок.
3. Рекомендации к составлению выписки для психологического заключения по материалам изучения мышления и речи детей.
Базовый учебник:
Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.
Учебно-методическая литература:
1. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб., 2006.
2. Хохлова А.Ю. Применение теста «Прогрессивные матрицы Равена» для оценки уровня интеллектуального развития глухих детей // Дефектология. 2005, № 6. С. 71-76.
3. Шаумаров Г.Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучении развития детей с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1979, № 6. С.16.
Цель и задачи изучения темы:
1. Знакомиться с общими вопросами изучения детей младенческого и раннего возраста
2. Раскрыть различные подходы к диагностике детей младенческого и разного возраста (по О.В. Баженовой, Л.И. Аксеновой, А.А. Лисеева, Н.Ш. Тюриной, Е.В. Шкадаревич, Н.В. Серебряковой, Г.В. Скобло, Е.А Стребелевой и др.)
3. Учиться анализировать и обобщать учебную литературу, составлять развернутый план ответов на вопросы
Форма отчетности: развернутый план ответов на вопросы
Методические указания: после обсуждения ниже представленных вопросов предполагает экспресс-опрос по материалам самостоятельной работы (задание № 1, тема 2.4., раздел 2)
|
|
Вопросы для подготовки к семинару:
- Общие вопросы изучения детей младенческого и раннего возраста.
- Исследование нарушений психического развития младенцев с помощью методики О.В. Баженовой: цель исследования, этапы проведения обследования, линии развития, обработка результатов, характеристика выделенных типов нарушения.
- Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет (методика Л.И. Аксеновой, А.А. Лисеева, Н.Ш. Тюриной, Е.В. Шкадаревич): цель и задачи программы; социальный, медицинский и психолого-педагогический блоки, составляющие структуру программы; основные функциональные области (линии развития); этапы проведения обследования; требования к проведению процедуры обследования; обработка результатов обследования и составление профиля развития ребенка.
- Специфика психопатологического исследования ребенка раннего возраста (методика Г.В. Скобло): этап симптомологической диагностики, этап синдромологической и нозологической диагностики.
Базовый учебник:
Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.
Учебно-методическая литература:
1. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. СП-б., 2006.
2. Кожевникова Е.В. и др. Междисциплинарная оценка при раннем вмешательстве // Дефектология. 1999, № 4.
3. Левченко И.Ю. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, Забрамной. М., 2003.
5. И.А. Шаповал. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005.