Принцип наглядности
Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике» сформулировал «золотое правило» наглядного обучения, согласно которому в чувственном восприятии преподносится все, что только можно предоставить для восприятия чувствами, а именно: «видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запах — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...»
С психологической точки зрения различают предметную, изобразительную и словесную наглядности.
Предметная наглядность предполагает непосредственное восприятие объектов (образцов изделий, материалов и т.д.), приемов работы и т.п.
Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебно-наглядных пособий и средств наглядности: моделей и макетов, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, кинофильмов и т.п.
Под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у учащихся конкретные представления.
Успех любой деятельности зависит от систематичности в работе по достижению поставленной цели. Особенно это важно в трудовом обучении.
Принцип систематичности предполагает соблюдение строгой логики в обучении, с тем чтобы учащиеся последовательно овладевали знаниями, умениями и навыками. Он требует, чтобы переход к изучению нового материала осуществлялся лишь после того, как будет усвоен предшествующий материал. Характерно, что это дидактическое правило охватывает как классные занятия, так и внеклассную работу со школьниками. И хотя данный принцип находит отражение в построении программ, учебной и методической литературы, учителю труда целесообразно придерживаться следующих дидактических правил.
1. При изучении конкретного раздела необходимо расчленить материал по урокам, стараясь сделать эти «порции» равномерными.
2. Важным условием успешности в ознакомлении учащихся с новым материалом является предварительное определение достигнутого ими уровня знаний и систематическое использование этих знаний.
3. Очень важно на каждом уроке установить его содержательный центр и на его фоне и в связи с ним представить систему практических действий, знаний и умений.
4. С первых уроков нужно приобщать учащихся к самостоятельной работе, стремясь создать ситуацию, когда они сами выясняют пробелы в своих знаниях и сами восполняют их.