Дидактические принципы технологического образования младших школьников

Содержание технологии

Если рассматривать современную школу как целостную педагогическую систему, состоящую из взаимосвязанных частей, имеющих внутреннюю организацию, и характеризующуюся определенными отношениями с внешней средой, то следует признать за трудовым обучением одно из ведущих мест в этой системе.

Оно определяется двумя основными линиями:

- формирование мировоззрения учащихся;

- формирование интеллектуально-духовного и физически развитого индивидуума.

Этих линий необходимо придерживаться в современных условиях. Вот почему методологии организации и содержанию трудового обучения нужно уделять самое пристальное внимание.

Если провести анализ возникшей педагогической проблемы, то можно отметить следующие ее аспекты:

1) трудовое образование становится необходимым условием интеллектуального развития личности;

2) воспитание понимания того, что вне зависимости от области применения полученных знаний они должны быть направлены на создание полезных для человечества продуктов деятельности;

3) сохранение национальных традиций – изучение их в народных промыслах, декоративно-прикладном творчестве должно стать элементом формирования самобытной личности;

4) воспитание активной творческой личности.

Здесь нам нужно вернуться к содержанию трудового обучения. Программа в 1-4 классах включает работы с бумагой, картоном, тканями, природными материалами, проволокой, фанерой и т.п. Однако содержание уроков труда должно составлять целостную систему, которая, с одной стороны, должна соответствовать современному представлению о человеческой культуре и, с другой, отчетливо отражать специфику именно данного учебного предмета.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для 1 кл – не более 5 мин, 2-3х – 5-7 мин, 4-х 10 мин. [Киселев А. Ф. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы //Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.02.99 № 220/11-12 //Справочник руководителей и учителей начальной школы. – Тула: Родничок, 1999. - С. 21-27.].

В процессе развития трудового обучения были выработаны общие нормы организации учебного процесса, которые мы называем принципами (от лат. principium — основа, начало) обучения и которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения.

Дидакты по-разному подходят к понятию «принцип». Одни считают их нормой, определяющей методы дидактической работы учителя. Другие полагают, что в разных дидактических системах могут действовать различные принципы обучения, считая это свидетельством самостоятельности этих систем. Сторонники такого подхода считают, что учителю достаточно придерживаться в своей работе представлений о самых общих закономерностях, наделяя принципы качеством универсальности для всех предметов на всех уровнях дидактической работы.

Под принципами обучения мы будем понимать руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.

Очевидно, что если цели обучения определяют — чему следует учить, то принципы обучения устанавливают — как это следует делать.

В настоящее время в технологии число дидактических принципов относительно стабилизировалось. Перечислим их:

- принцип наглядности;

- принцип систематичности и последовательности знаний;

- принцип доступности и посильности;

- принцип сознательного и активного участия учащихся в про­цессе обучения;

- принцип прочности знаний;

- принцип научности.

Рассмотрим кратко особенности каждого принципа в трудовом обучении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: