Связь уроков технологии с уроками математики

Интегрированный курс «Математика и конструирование» (О. Л. Алексенко, С. И Волкова) представляет собой один из возможных вариантов начального математического образования, направленного на качественное улучшение обучения и развития учащихся на первом и важнейшем этапе обучения в школе. Курс дает возможность объединить два разноплановых предмета: математику, изучение которой носит теоретический характер, и технологию, овладение которой носит практический характер.

Разработка интегрированного курса на основе двух названные учебных предметов будет способствовать существенному восполнению указанных пробелов, так как изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и конструкторской практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и теоретические математические знания создают базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторская практическая учебная деятельность создает условия не только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, но и для развития пространственного воображения и логического мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях.

Основная цель курса «Математика и конструирование» в начальных классах состоит как в том, чтобы обеспечить математическую грамотность учащихся (т.е. научить их счету) и сформировать некоторые трудовые навыки, так и в том, чтобы сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие.

Предлагаемый курс «Математика и конструирование» в соответствии с идеей интеграции и сформулированными целями определяет конкретное содержание, основными положениями которого являются — преемственность с традиционным построением начального курса математики, особенно с его арифметической линией содержание и структура которой обеспечивает числовую грамотность учащихся, умение решать текстовые задачи, знакомство с величинами и их измерением.

Расширение геометрических представлений используется в курсе для формирования у учащих элементов технического мышления и конструкторских умений — значительное усиление графической линии курса технологии, обеспечивающей формирование умения изображать на бумаге в форме рисунка, эскиза, чертежа сначала элементарные геометрические фигуры и объекты, а затем конструируемые сложные объекты, предусматривается формирование умений читать чертеж, устанавливать смысловые связи между элементами, соотносить деталь и ее изображение, умение вносить в чертеж необходимые изменения и т.д.

Одна из важных особенностей нового интегрированного курса «Математика и конструирование» — его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практик геометрии и нацеленная на развитие и обогащение представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления, конструкторских навыков.

С целью успешного овладения геометрическим материалом на уровне представлений и создания условий для формирования элементов конструкторского мышления и конструкторских навыков изучение геометрического материала проходит в процессе специально организованной конструкторско-практической деятельности детей, включающей в себя работу по конструированию линейных, плоскостных и пространственных объектов, степень сложности изготовления которых растет по мере прохождения изучаемого курса.

Большое внимание в курсе уделяется 1) поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, 2) самостоятельному получению свойств понятий, 3) самостоятельному решению некоторых проблемных вопросов, а также 4) выполнению творческих заданий конструкторского плана.

В методике проведения уроков по интегрированному курсу «Математика и конструирование» учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста: материал представляется в форме интересных заданий, заочных путешествий, дидактических игр и т.д.

Используются для выполнения заданий счетные палочки, листы бумаги и картона, пластилин, мягкая проволока и др. Дети знакомятся и учатся работать с основными инструментами линейка, угольник, циркуль, ножницы и др.

Задания предполагают доконструирование, переконструирование различных силуэтных объектов, при этом переконструирование проводится с сохранением числа использованных отрезков, но с изменением положения определенного условием числа отрезков, с изменением (увеличением, уменьшением) их числа. В последнем случае предполагается обязательная фиксация (запись в числовом виде) проведенного действия.

Сначала дети выкладывают силуэты плоскостных объектов и фигур (модели цифр, букв, различных многоугольников), но постепенно уровень трудностей заданий растет, и дети подводятся к возможности использования линейных элементов (в частности, отрезков) для изготовления каркасов пространственных фигур и самостоятельно изготавливают модели правильной треугольной пирамиды, призмы, куба, используя для соединения ребер в вершинах маленькие шарики из пластилина.

Работа по изготовлению силуэтов различных объектов из линейных элементов сопровождается вычерчиванием на бумаге некоторых этапов и результатов практической деятельности учащихся: они вычерчивают как несложные исходные фигуры и объекты, так и объекты, получаемые в результате доконструирования или переконструирования заданного объекта, что способствует формированию графической грамотности детей.

Параллельно с этим выстраивается серия заданий конструкторско-практического характера по выполнению аппликаций различных предметов, а также сюжетных картин по заданной теме и по воображению ребенка. Изучается возможные способы фиксации результатов такой работы на помощью рисунка, эскиза, чертежа.

Изготовление различных объектов по заданным чертежам или по описанию сопровождается обязательным пояснительным заданием конструкторского характера, направленным на устранение подмеченных недостатков в объекта на его совершенствование, на расширение его функций и области использования, на улучшение внешнего вида сконструированного объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: