Программа предназначена для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла; требует от 1 до 4 ч/нед. Используется примерно в 4% школ.
Нацелена на формирование целостной эстетической культуры младших школьников, активизацию познавательного интереса к изучению истоков народного и декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей. Предусматривает интеграцию изобразительного искусства и художественного труда. Содержит 4 раздела: "Основы художественного изображения", "Орнамент в искусстве народов мира" (построение и виды), "Народный орнамент России" (творческое изучение в процессе изображения), "Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством" (основы художественного ремесла).
Главная цель программы — способствовать воспитанию высокохудожественно-образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков ребенка, активизации познавательного интереса к изучению истоков народного и декоративно-прикладного искусства.
Эта цель решается при соединении в интегрированном курсе изобразительного искусства и художественного труда, искусства слова и пения (музыки). Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры современного общества. Учебный курс, раскрывая понятия красоты и национального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и воссоздания звука (слово, песня), движения как отражения окружающей действительности, созданных талантом человека, опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа. Художественный образ звука, движения, вещи рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, национальными художественными традициями.
Структура программы необычна: содержание раскрывается по видам народного искусства. Первый блок посвящен народному декоративно-прикладному искусству, второй — устному народному творчеству.
2. Разделы программы
Народное декоративно-прикладное искусство включает следующие разделы учебного курса:
1. Основы художественного изображения.
2. Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды.
3. Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения.
4. Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).
Устное народное творчество включает следующие разделы учебного курса:
1. Учебный материал для восприятия на слух.
2. Учебный материал для самостоятельного чтения.
3. Фольклорные праздники.
В учебном интегрированном курсе широко и многогранно раскрываются художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся, как в процессе эстетического восприятия, так и в собственно художественно-творческой деятельности.
Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю предоставляются большие возможности для педагогического творчества при подготовке и проведении, например, таких форм урочной работы, как уроки обобщающего типа (урок-образ по сценарию) и уроки-праздники как формы коллективной работы; уроки формотворчества и экспериментирования. Игра рассматривается как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы младших школьников на уроках.
В настоящее время актуальна проблема возрождения утраченных национальных традиций художественной культуры. Сегодня ясно, что без опоры на народное искусство и национальную культуру трудно воспитать настоящего человека - личность, обладающую духовными запросами, свободную и открытую миру, способную к эстетическому восприятию, творческому труду независимо от сферы деятельности. Народное искусство способно пробудить и частично реализовать творческий потенциал, который заложен в каждом человеке, потому что каждый человек наделен способностью эстетического восприятия мира, творческим импульсом.
Урок-повтор - освоение народного декоративно-прикладного искусства - происходит в художественно-творческой деятельности студентов. Будущие педагоги знакомятся с главными отличительными признаками образа-прототипа разных школ народного мастерства, усваивают народные технические приемы изображения. Любую народную роспись начинаем с урока-повтора. Учитель показывает приемы изображения главных отличительных элементов росписи у доски, студенты повторяют за учителем. Так решаем художественно-творческие задачи простого типа, направленные на повторение главных отличительных элементов росписей разных школ народного мастерства.
Урок-вариация - направлен на освоение народного искусства и протекает в художественно-творческой деятельности, является вариантом решения художественного образа на основе прототипа из разных школ художественного мастерства. Большие возможности для вариаций содержат задания на основе типовых композиций при ознакомлении с элементами кистьевой росписи Городца, Гжели, Полхово-Майдана, Хохломы, Урала, Прикамья и т.д. Решение творческих задач развивает способность к вариации, направленной знанием главных отличительных признаков локальной школы народного мастерства: студенты практически осваивают связь мотивов росписи с природой, ярко выраженную обобщенность образа, подвижность системы росписи, дающую возможность варьировать. На уроке-вариации решается художественно-творческая задача усложненного типа, направленная на повтор главных элементов с вариациями. Задания могут быть самыми разнообразными. Развитию декоративного творчества на таких уроках способствует воздействие на студента всех жанров народного творчества (музыка, танец, песня, обрядовые действия).
Урок-импровизация - урок освоения народного искусства на основе изученного материала. Дети должны создать новый образ в связи с эмоционально-эстетическим восприятием мира, используя художественно-графические умения, творческий опыт. Решая художественно-творческие задачи в области импровизации, детям предлагается изготовление сувениров, подарков для ярмарки «Веселая карусель», которая ежегодно проводится в нашем колледже. Обычно такие изделия выполняются на итоговых занятиях или самостоятельно вне занятий.
Обобщающими уроками по темам являются уроки-праздники, своеобразные итоги работы учебного года. Веселое коллективное действо позволяет показать знания народных обычаев, понимание красоты слова, умение общаться с художественными вещами, созданными по законам народного канона.
Для создания образа через познание выразительных возможностей используется урок-эксперимент. Освоение народного и профессионального искусства происходит в художественно-творческой деятельности, связанной с применением различных приемов изображения, с познанием выразительных средств.
При знакомстве с искусством родного края проводим урок-музей. В музее не только слушаем экскурсовода, но и выполняем зарисовки, цветные наброски. Иногда музей бывает в гостях у студентов, когда выставка предметов народного декоративно-прикладного искусства оформляется непосредственно в аудитории. Экскурсоводами часто бывают сами студенты.
Современные технологии обучения включают уроки, объединяющиеся по методу их проведения: урок-мастерская, урок-сказка. Такие уроки во многом отвечают задачам ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством в колледже, так как ориентированы на активизацию эмоциональной сферы студентов.
Народное искусство - коллективное. Коллективная природа народного искусства - один из самых коренных его принципов. В общении и взаимодействии людей внутри коллектива само собою выявлялись и отбирались самые удачные художественные решения, лучшие образцы художественных форм, композиций, мотивов, выразительных и изобразительных приемов, способов ремесла. При знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством студенты должны сознательно овладеть приемами художественной деятельности и на основе понимания коллективного создания образов, мотивов, сюжетов. С этой целью мы используем разные формы коллективной работы на занятиях. Коллективное обучение имеет ряд преимуществ: оно не вызывает стрессовых ситуаций, обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, пробуждает интерес к творчеству.
Таким образом, одним из лучших способов ознакомления детей с народной эстетикой является изучение ее на материале родного края. Этот путь был предложен Т.Я. Шпикаловой и благодаря поддержке специалистов на местах этот опыт постепенно распространяется. Однако учителю не следует забывать, что местные традиции имеет смысл осваивать на фоне общечеловеческих культурных канонов.
Вся система работы с младшими школьниками направлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения к тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемой им предметной среде. Внимательное и добросовестное изучение конкретных приемов практической работы в данном случае также является средством; а цель их освоения состоит в том, чтобы дети лучше поняли духовную сущность народной культуры. Так мы сформируем у них понимание духовности предметной среды.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составление конспекта урока. Подготовка методического материала к урокам. Демонстрация фрагментов разработанных уроков. Анализ конспектов и используемых на уроках методических приемов.
Предлагаемые ниже модули предполагают непосредственное знакомство студентов с историей использования человеком различных материалов для творчества, способами производства, свойствами и технологией изготовления различных изделий. Все выполненные учебные задания и творческие работы составляют необходимый для проведения уроков технологии дидактический материал. Студенты приобретают практические навыки по самостоятельному использованию различных материалов для изготовления творческих работ художественно-прикладного характера.
Плоскостные работы выполняются на картоне формата А4, объемные - как можно больше (для удобства демонстрации на уроках технологии в начальной школе). Плоскостные работы рекомендуется помещать в рамки, из объемных составлять композиции, выполнять их зарисовки с описанием работы.
На занятиях происходит анализ УМК по авторским программах с точки зрения представленности в них способов изготовления изделий, с которыми знакомятся студенты на текущем занятии.
МОДУЛЬ «РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ»