Коллективная форма познавательной деятельности учащихся

До недавнего прошлого - это наименее разработанная в дидактике форма организации познавательной деятельности. Многие учебники педагогики или вообще умалчивают о ней, или стыдливо отделываются двумя, тремя ничего не значащими фразами. И только сейчас, благодаря усилиям В.К. Дьяченко, который разработал теоретические и технологические осно­вы этой формы и провел большую экспериментальную работу в школах мно­гих областей и краев России, эта форма познавательной деятельности начина­ет осваиваться многими учителями.

Что же собой она представляет

В.К. Дьяченко совершенно справедливо, на наш взгляд, считает, что это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. «Если все члены коллектива обучают каждого, то такая учебная работа есть коллективная. Но что значит, ВСЕ члены коллектива уча­ствуют в обучении? Это значит, что и каждый член группы (коллектива) вы­ступает в качестве обучающего. Поэтому сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех». И далее. «При коллективном обучении, если оно действительно коллек­тивное, - то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого»

Итак, работа в парах. Здесь общее задание делится между членами мик­рогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возника­ет ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4-х человек, в которую объединяются учащиеся соседних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные целенаправленно слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: