Тема 4. Навыки высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению

Цели и задачи: Обобщение знаний подростков об умении высказывать свою точку зрения и достигать компромиссов. Формирование новых навыков высказывать свою точку зрения и достигать компромиссов.

Комментарий: если достижение поставленных задач представляет определенные трудности для участников, работу по данной теме можно разделить на несколько занятий.

Упражнение-разминка «Я-послания». Каждый получает карточку, на которой написано имя одного из участников. Участникам предлагается подумать о том, какие приятные моменты возникают в общении с этим человеком, и выразить свои соображения.

Обсуждение: Какие впечатления возникли в ходе выполнения упражнения?

Психологические игры – тренинг.

1. Упражнение «Переформулировка высказывания». Участники получают карточки, с кратко описанными ситуациями и различными высказываниями. Участникам предлагается переформулировать «Ты-высказывания», написанные в карточках, с помощью использования алгоритма «Я-высказываний», рассмотренного в теме «Как научиться контролировать свои чувства и эмоции».

Рекомендации ведущему: в качестве ситуаций и высказываний могут использоваться любые, часто встречающиеся в повседневной жизни.

Например: Мама приходит вечером домой и видит в комнате сына разбросанные вещи. Она громко восклицает: «Ты никогда не убираешь свою комнату!»

Перед выполнением упражнения напомнить участникам алгоритм «Я-высказывания»:

- объективное описание ситуации

- описание своих чувств

- аргументированные предложения по улучшению общения или выходу из сложившейся ситуации.

Обсуждение: В какой форме было легче выразить свою мысль? Как участники смогли лучше понять и принять высказанное? Какими путями можно достичь согласия в конфликтной ситуации? Какие из этих путей являются наиболее оптимальными?

2. Упражнение «Выскажи свое мнение». Ведущий предлагает для обсуждения какую то проблему, касающуюся всех или большинства участников. Участникам предлагается высказать свое мнение по поводу этой проблемы и аргументировать его.

Рекомендации ведущему: для обсуждения лучше предлагать те проблемы, которые стоят перед подростками данного возраста. Это могут быть проблемы межличностного взаимодействия, проблемы злоупотребления ПАВ и др. В момент обсуждения целесообразно высказывать парадоксальные суждения, тем самым, активизируя процесс обсуждения. В ходе обсуждения желательно подвести участников к таким способам разрешения конфликтных ситуаций, как сотрудничество и компромисс.

3. Групповой штурм: «Принципы достижения компромисса». Работа проводится в малых группах. Участникам предлагается обсудить и выработать принципы достижения компромиссных решений, а затем вынести их на совместное обсуждение.

Рекомендации ведущему: После совместного обсуждения принципы фиксируются в виде общего списка.

Например (из высказываний участников занятий):

- согласование интересов, выявление общих ценностей,

- совпадение взглядов по тем или иным вопросам,

- определение позиций, по которым лучше пойти на уступки,

- соглашение о дальнейших действиях и т.п.

Обсуждение: Что нового открыли для себя участники?

4. Упражнение «Компромисс». Участникам предлагается по поводу проблемы, выбранной ими, высказать несколько точек зрения и попробовать достичь компромисса.

Итоговое обсуждение (рефлексия): Какие моменты в выполнении упражнений давались легко, а какие особенно трудно? Какие навыки использовали участники? Какие ощущения и впечатления возникли в ходе занятия? Что нового открыли для себя участники? Как можно применять полученные знания и навыки?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: