Тактика — искусство управления войсками

Сердцевину тактики как теории и практики ведения боя со­ставляет искусство управления войсками (рис. 8). Без управле­ния нет боя. Если знания, умения и навыки каждого военнослу­жащего приводят в действие отдельные образцы вооружения, боевой техники в составе первичных войсковых подразделений (отделения, расчета, экипажа), то система управления войсками реализует потенциальные возможности всех войсковых форми­рований в их совокупности и соответствии с предназначением и потенциальными возможностями. Только посредством управле­ния возможно реализовать на практике замысел боя —добиться высокой боевой готовности подразделений, умелого сосредото­чения усилий войск и непрерывности их взаимодействия, осу­ществить гибкий маневр и всестороннее обеспечение.

Во все времена управление рассматривалось полководцами, военными теоретиками как сложное многогранное искусство.

УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ - это целенаправленная деятельность командиров, штабов, начальников родов войск и служб по поддержанию боевой готовности частей (подразделений), подготовке их к бою и руководству ими при выполнении поставленной задачи

УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ ВКЛЮЧАЕТ:

1. Непрерывное добывание, сбор, анализ, обобщение и оценка данных обстановки

2. Принятие решения

3. Доведение задач до подчиненных

4. Планирование боя

5. Организация поддержания взаимодействия

6. Организация и проведение мероприятий по повышению (поддержанию) боевой готовности подразделений, обеспечению их безопасности, боевому, техническому, тыловому обеспечению

7. Организация системы управления, в т.ч. системы связи

8. Непосредственное руководство подготовкой подразделений к выполнению задач

9. Организация и осуществление контроля и помощи подразделениями и др. мероприятия

Рис. 8. Сущность и содержание управления войсками


Вот что писал, к примеру, А.М. Василевский: «Управление вой­сками — это искусство, причем искусство сложное, многогран­ное, умовое и психологическое. Думаю, что каждый военачаль­ник, будь то командир части или дивизии, командующий арми­ей или фронтом, должен быть в меру расчетливым и осторожным. У него такая работа, что он несет ответственность за жизнь тысяч и десятков тысяч воинов, и его долг — каждое свое решение взвешивать, продумывать, искать наиболее опти­мальные пути к выполнению боевой задачи»35. Высоко оцени­вал роль управления войсками английский военный теоретик Лиддел Гарт. Он отмечал: «Хотя сражение представляет собой физический акт, управление им осуществляется умом челове­ка»36. В. Черемисов писал, что «от командира требуется не сле­пое исполнение приказаний, а разумная самодеятельность, не ремесленная выучка, а подлинно художественное творчество»37.

Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян в своей книге «Великого народа сыновья», характеризуя полководческую деятельность Г.К. Жукова, А.М. Василевского, К.К. Рокоссов­ского, Б.М. Шапошникова, С.К. Тимошенко, И.С. Конева, отмечал, что каждый из них имел свой характер, творческий почерк, но всех их объединяло одно — высокое искусство уп­равления войсками, «неуемная энергия, умение смело брать на себя ответственность, быстро ориентироваться в самой сложной обстановке»38.

В современных условиях управленческий фактор правомер­но приравнивается по своей значимости в достижении успеха в бою к материальному фактору (количеству и качеству войск и вооружения), а уровни управления противоборствующих сто­рон являются важным показателем их боевых возможностей и рассматриваются как соотношение боевых средств.

Современное искусство управления войсками впитало в себя многовековой опыт войн, необходимость изучения кото­рого обусловлена прежде всего тем, что без знания прошлого невозможно проникновение в будущее. Исторический подход в вопросах управления призван вооружить офицерские кадры методологическими ориентирами, умением выявлять осново­полагающие тенденции развития процесса управления. Уроки прошлого помогают избежать ошибок, допущенных предше­ствующими поколениями.

35 Василевский А,М. Дело всей жизни. М.: Политиздат, 1973. С. 437.

36 Л и дде л Гарт Б.Х. Стратегия непрямых действии, С. 488.

37 Черемисов В. Основы современного военного искусства. Киев. 1910. С. 2.

38 Баграмян И.Х. Великого народа сыновья. М.: Воениздат, 1984. С. 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: