Оперативное мышление и проблема принятия решения

Классификация индикаторов

Средства предъявления информации оператору послужившие в свое время поводом для начала всех инженерно психологических исследований, выдают информацию в самой различной форме: в виде отклонений стрелок и индексов на шкалах приборов, световых сигналов, радиолокационных и телевизионных изображений, акустических и тактильных воздействий и т.д.

Пример: Как Вы думаете, сколько у бортинженера на приборной доске стрелок, датчиков, индикаторов, транспарантов и т.д.? Девятьсот! На больших самолетах сажают рядом 2-х бортинженеров!

Большое разнообразие средств сигнализации, используемых в АСУ, форм представления информации, принципов действия приборов и решаемых ими задач определило существование и различных способов классификации индикаторов. Перечислим главные из них.

Классификация индикаторов

По ведущему анализатору. Передаваемые сигналы могут быть визуальными, акустическими, тактильными, вкусовыми, обонятельными и т.д. Обычно наиболее загружен (из-за его простоты, освоенности, доступности) зрительный анализатор, что способствует его излишней напряженности, утомлению. Поэтому есть настоятельная необходимость более равномерной загрузки всех анализаторов: слухового, тактильного и даже болевого для предупреждения об опасности.

По функциональным признакам информации. Индикаторы можно разделить на командные (целевые) и контрольные. Командные индикаторы отображают цель управления (конечную) и дают сведения о необходимых для этого действиях. Примером командного индикатора служит КПП - командный прибор пилота (см. рисунок.).

К контрольным индикаторам (указатели курса, крена, топлива) относится абсолютное большинство приборов операторского пульта. Контрольные индикаторы дают информацию об отношении определённого параметра к заданной программе. Сведения таких приборов не являются командными, по их показателям оператор оценивает параметры системы. Способ же действий оператор выбирает на основе показаний целого комплекса контрольных приборов.

По способу использования показаний индикаторы делятся на три группы:

Для контрольного (проверочного) чтения (сигнальные лампы, табло, транспаранты и т.д.). по показаниям таких индикаторов оператор решает задачи типа «да-нет»: работает машина или нет, в норме или нет параметры её режима. К этой группе относятся и стрелочные приборы, на шкале которых выделен участок «нормальная работа».

Для качественного чтения. Индикаторы этой группы информируют о направлении изменения управляемого параметра: уменьшение или увеличение, влево или вправо и т.д. Эти индикаторы совмещают в себе возможности контрольного и качественного чтения.

Для количественного чтения. Подобные индикаторы передают информацию в виде численных значений контролируемых параметров и являются наиболее распространенными. Они позволяют производить контрольные качественные и количественные отсчеты. Для улучшения качества отсчетов на шкалах таких индикаторов имеются дополнительные цветные индексы, разграничивающие рабочие (зеленый цвет) и предельно допустимые (красный цвет) значения отклонений.

По форме сигнала.

а) символическая, закодированная форма состояния объекта.

б) картинная, наглядная форма.

В качестве символов используются цифры, буквы, стрелки, табло, световые и звуковые сигналы и т.п. Выбор категории символов осуществляется из соображений обеспечения оптимальной эффективности передачи информации. Передача сообщений в форме изображений используется значительно реже, чем в форме символов из-за технических трудностей.

Оценка индикаторов производится иногда и по другим психологическим признакам:

а) соответствия скорости передачи сообщений «пропускной способности» органам чувств оператора;

б) избыточности выдаваемой информации;

в) помехоустойчивости оператора при приеме этой информации и т.д.

Обобщенных критериев психологической оценки индикаторов до сих пор не существует. Поэтому обычно ограничиваются так называемой читаемостью индикатора, которая оценивается по показателям скорости и точности различения, опознания и интерпретации его показаний.

Рассмотрим некоторые виды индикаторов:

Стрелочные индикаторы. Они просты, удобны, дешевы

Их недостатки: ограниченная наглядность представления информа-ции, передача информации только об отдельных параметрах, отно-сительно большая площадь циферблата и т.д. Читаемость стрелоч-ных индикаторов зависит от формы и размеров шкалы, её оцифров-ки, формы стрелок.

Известны некоторые требования к конструкции шкал:

а) градуировка шкалы не должна быть меньшей, чем требует точность самого прибора,

б) конструкция стрелок должна обеспечить минимальный параллакс отсчета (кажущееся смещение или неточность отсчета)

в) цифры должны быть простыми и наносится вертикально; на круглых шкалах их показания должны возрастать по часовой стрелке,

г) для шкал, устанавливаемых на одной панели необходимо выбирать одинаковую систему делений и одинаковые цифры.

д) у приборов подлежащих одновременному контролю конструкция и расположение шкал должны обеспечивать одинаковое направление стрелок,

е) фон шкалы должен быть матовым а стенки без бликов,

ж) поверхность шкалы не должна быть темнее панели, а корпус должен быть темнее,

з) между цветом фона шкалы и цветом делений и надписей должна быть максимальная контрастность,

и) освещение шкалы должно быть равномерным, а степень освещенности - регулироваться,

к) не должно быть излучений и мерцаний (этому уделяется особое внимание сейчас, когда у люминесцентных лампы, экранов телевизоров и даже у мультиков обнаружены скрытые мощные воздействия на психику вообще и зрение в частности: Япония).

Индикаторы выдающие сигналы в форме изображений.

В последнее время эти индикаторы получают все большее распространение. Они очень удобны, так как изображение близко к реальности.

Типы «картинных» индикаторов.

а) оптические

б) электромеханические

в) электроннолучевые.

Примером оптического картинного индикатора является шкала авиагоризонта.

Самолет набирает высоту с креном 45 градусов.

Примером электронно-ме ханического индикатора является аналог визуального полета, представляющий из себя экран проз рачной ЭЛТ, расположенный между летчиком и передним стеклом кабины. Скорость пробегания поперечных полос свидетельствует о скорости полета а величина ячеек - о высоте.

Кроме того значительное внимание уделяется разработке индикаторов командной информации называемых ещё директорными приборами. Они выдают оператору информацию о необходимости выполнения конкретных действий. Примером директорных приборов может служить паравизуальный директорный прибор, выдающий информацию о необходимости боковых или продольных доворотов самолета по форме (мельканиям черных полос на белом фоне) сигналов, обращенных к периферическому зрению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: