Мюнстерская комунна

ЛЮТЕРОВСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ. АУГСБУРГСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ

Подавление Крестьянской войны и разгром всего общественного движения этой эпохи от-

крыли дорогу к усилению княжеской власти. Лютеровская Реформация, лишившаяся свя-

зи с народом, выродилась в орудие княжеского сепаратизма и секуляризации церковных земель в пользу князей. Когда император Карл V в 1529 г. приостановил секуляризацию, сторонники Лютера заявили протест (отчего их и стали называть протестантами) и стали добиваться соглашения с заинтересованными в приобретении церковных земель католическими князьями. Это не могло не отразиться на самой системе лютеранства. Лютер и его ближайшие сторонники видели теперь свою задачу не столько в борьбе с католической догматикой, сколько в том, чтобы приспособить церковь к интересам князей.

На Аугсбургском сейме 1530 г. ближайший соратник Лютера Филипп Меланхтон представил императору систематическое изложение основ лютеранства, известное под названием Аугсбургское вероисповедание. В этом документе наряду с положением о том,

что князь, а не папа является главой церкви, устанавливалась обрядовая и внешняя культовость, была создана в духе буржуазного требования дешевой церкви, упразднялась внешняя пышность католического культа, почитание икон и мощей; вместо торжественной католической мессы вводилась простая литургия, в которой большое место занимала проповедь, а из семи таинств оставлено было только два - таинство крещения и причащения. Самый факт создания церкви и церковной организации верующих свидетельствовал об отступлении Лютера от первоначального принципа оправдания только верой.

После разгрома Крестьянской войны и наступления Реакции часть анабаптистов вернулась к сектантству, к пропаганде идеи ожидания социального переворота от сверхъестественных сил, от вмешательства самого Христа. Однако в народных массах и среди анабаптистов сохранились и революционные элементы, которые продолжали верить, что наступление царства божия на земле невозможно без народного восстания.

Уже в 30-х годах XVI в. революционная пропаганда в духе учения Томаса Мюнцера велась в городах Северо-Западной Германии, вступивших тогда вместе с городами соседних Нидерландов в полосу нового экономического подъема и обострения социальных отношений. В этих городах, ставших, как и нидерландские города, средоточием и убежищем анабаптистов, оживилась политическая оппозиция и началась борьба за Реформацию. Наиболее ярко новое революционное движение проявилось в Мюнстере.

В 1533 г. в Мюнстере победили сторонники Реформации. Господство анабаптистов в Мюнстере продолжалось 14 месяцев (до июня 1535 г.). Город был объявлен Новым Иерусалимом, т. е. центром Царства божьего, которое должно быть, согласно проповеди Яна Матиса, установлено на земле мечом праведных. В обстановке вражеской осады анабаптисты провели в Мюнстере ряд преобразований.

В условиях реакции Мюнстерская коммуна осталась изолированной, несмотря на то что некоторые города Германии и Нидерландов послали ей на помощь вооруженные отряды. После длительной героической обороны Мюнстер пал. Оставшиеся в живых деятели Мюнстерской коммуны, в том числе Иоанн Лейденский, были после жестоких пыток казнены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: