Принципы бюджетной системы
До 1991 года мы говорили о едином государственном бюджете СССР, представлявшем собой сложную совокупность бюджетов всех уровней (бюджеты нижестоящего уровня являлись составной частью бюджета вышестоящего уровня).
С 1991 года был введен принцип самостоятельности бюджетов всех уровней. Они начинают фукнционировать автономно, однако самостоятельность нельзя путать с независимостью.
Ст. 28 БК РФ дает общий перечень приниципов: "бюджетная система РФ основана на принципах:
· единства бюджетной системы РФ;
· разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
· самостоятельности бюджетов;
· равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
· сбалансированности бюджета;
· результативности и эффективности использования бюджетных средств;
· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
|
|
· прозрачности (открытости);
· достоверности бюджета;
· адресности и целевого характера бюджетных средств;
· подведомственности расходов бюджетов;
· единства кассы".
Конституцией предопределено единство экономического пространства РФ в том числе путем проведения единой финансовой политики, наличия единой денежной системы и т. д.
См. ст. 29 БК РФ: "принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ".
Таким образом, в условиях единства бюджетной системы каждый бюджет обеспечивает в финансовом отношении выполнение задач и функций соответствующего уровня власти. Кроме того, каждый вышестоящий уровень отвечает за то, чтобы нижестоящий уровень власти был обеспечен минимально необходимыми средствами для реализации задач и функций; он выступает гарантом деятельности нижестоящих уровней власти.