Принцип самостоятельности бюджетов и его соотношение с принципом единства

Где-то к 1994 году система бюджета характеризовалась как жестко-централизованная в силу имеющейся системы распределения доходов. Консолидированные бюджеты С РФ и МО составляли менее 40% консолидированного бюджета РФ, при том, что значительная часть расходов, прежде всего, в социальной сфере была возложена именно на них. Такая система регулирования складывалась, когда РФ в федеральных законах возлагала определенные расходы на С РФ. С конституционных позиций РФ должна была бы организовать такую систему распределения доходов, чтобы было достаточное финансирование возложенных РФ же расходов, но этого сделано не было.

В 2005 году стали предприниматься шаги по разработке новых механизмов разграничения в бюджетной сфере. Основная задача — обеспечить максимально четкое и жесткое разграничение расходных полномочий между РФ и С РФ и исключить существование таких расходов, которые финансировались бы совместно. Солидарных обязательств и солидарной ответственности за исполнение таких обязательств не должно было остаться.

С позиций новых подходов каждый уровень публичной власти только самостоятельно может принимать на себя расходные обязательства (только в результате издания нормативного правового акта или заключения договоров самим этим публичным образованием). "Возложение" же расходных обязательств не допускается. Должна была прекратиться практика "нефинасируемых федеральных мандатов" (РФ возлагает обязательства на С РФ, а денег на исполнение не дает).

Устанавливаются и гарантии самостоятельности бюджетов; они уточняются. См. ст. 31 БК РФ, согласно которой консолидированный бюджет не может быть источником исполнения расходных обязательств. Право же предоставить бюджетные средства на исполнение обязательств публичного образования другого уровня может быть реализовано только в форме межбюджетных трансфертов.

Ст. 31 БК РФ провозглашает недопустимость введения в течение текущего финансового года таких изменений в налоговое или бюджетное законодательство, которое привело бы к уменьшению доходов или увеличению расходов на уровне нижестоящих бюджетов. Если же этого не избежать, то должны быть компенсаторные выплаты из вышестоящего бюджета. Изъятие дополнительно полученных доходов или сэкономленного по расходам у нижестоящих бюджетов не допускается.

Однако обеспечение реальной самостоятельности С РФ и МО невозможно без надлежащего разграничения доходов и расходов между бюджетами соответствующего уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: