Полинезия

Полинезия включает в себя острова: Гавайские, Эллисовы, Самоа, Тонга, Таити, Кука, Тубуаи (Австральные), Маркизские (Вашингтоновы), Туамоту, Пасхи (Рапануи) и др. К Полинезии относят также большой двойной остров Новая Зеландия.

По весьма образному таитянскому мифу, земля когда-то представляла собой одно большое целое. Боги, рассердившись, раскололи землю на кусочки, и таким образом получились мелкие острова, разбросанные на Тихом океане.

Полинезийцы входят в большую семью малайско-полинезийских народов. Техника и хозяйство полинезийцев были относительно высоко развиты, несмотря на отсутствие в них металла. Полинезийцы утратили умение обрабатывать металл, потому, что на большинстве островов Тихого океана отсутствует железная или иная руда, из которой можно было бы его добывать. Техника обработки камня, кости, раковин стояла у полинезийцев так высоко, как, может быть, ни у одного неолитического народа мира. Ведущей отраслью хозяйства во всей Полинезии до прихода европейцев было земледелие и, в меньшей степени – рыболовство. Земледелие было высоко развито. На многих островах применялось искусственное орошение. Местами наблюдалась террасовая система земледелия.

Из домашних животных полинезийцам были известны только свинья. Собака и курица. Собаки малорослы и не лают. Разводили их только для мяса. Куриных яиц полинезийцы в пищу не употребляли. Таитяне имели крупные стада свиней, о которых чрезвычайно заботились, убивая их неохотно. По большей части свининой питались лица высших каст. Простой народ и женщины не имели права есть этого мяса.

Граздо большее экономическое значение, чем разведение животных, имело для полинезийцев рыболовство. На ряде островов рыболовство представляло собой потомственную профессию (Таити). Было четко проведено разделение труда между земледельцами и рыбаками, каждая из профессий имела своих богов-покровителей.

Основой питания были растительные продукты, а также продукты рыбной ловли. Мясная пища ограничивалась мясом свиньи, собаки, птиц, особенно кур и голубей. Большим лакомством считалось мясо черепахи. Основными видами растительной пищи были плоды хлебного дерева, таро, ямс, бататы, затем кокосовые орехи и бананы. Все эти продукты не очень питательны, поэтому, чтобы насытиться, приходится съедать в день не менее 5-6 кг такой пищи.

Напитков у полинезийцев было очень мало. Наиболее распространенное питье - молоко кокосового ореха. Широкую известность как характерный элемент полинезийской культуры приобрел особый напиток – кава. Существовали особые деревянные сосуды для кавы. Полинезийцы считали неприличным касаться губами края сосуда, а поэтому лили напиток тонкой струйкой прямо в раскрытый рот. Сосуды для кавы никогда не употреблялись для приготовления пищи.

Полинезийцы – отважные и умелые мореходы. Только чрезвычайно высокая для своего времени техника мореплавания позволила им заселить бесчисленные острова Тихого океана, отстоящие на много сотен и тысяч километров один от другого. Едва ли был во всей мировой истории народы, который, находясь на той же ступени развития, мог бы сравниться с полинезийцами в искусстве мореходного дела.

Лодки полинезийцев различались как по назначению, так и по типу. Имелись специальные разновидности лодок, предназначенные для войны, для рыбной ловли и для путешествий. Основных видов лодок было четыре. Распространены были одиночные долбленые лодки, двойные лодки, лодки с балансиром и лодки с двумя балансирами (этот тип встречался очень редко). Строительство лодок обставлялось у полинезийцев торжественными церемониями, а мастера занимали высокое положение и были уважаемы в обществе. Имена кормчих, приведших лодки с одного острова на другой, упоминаются во всех преданиях. Кормчий должен был уметь ориентироваться по звездам и знать основы мореходства. Большей частью кормчие были выходцами из знати, среди которых искусство ориентировки по звездам передавалось по наследству.

Строительство домов составляло дело ремесленников-специалистов, организованных в особые гильдии. Каждая гильдия имела своего старшину, своих мастеров и подмастерьев, свои знаки и, наконец, свои секреты производства. Во время работы все строители находились на иждивении хозяина, который снабжал их пищей и материалом и платил им различными предметами – раковинами и циновками.

В Полинезии развиты разнообразные ремесла. К числу наиболее распространенных следует отнести выделку тапы и плетение циновок. Тапа изготовлялась из коры фикуса или бумажно-шелковичного дерева. Эти деревья плохо растут на коралловых островах, и поэтому здесь отсутствует производство тапы. За этим исключением, тапа широко распространена по всей Полинезии.

Полинезийцы в прошлом носили юбки или передники из циновок, тапы или травы или повязку на бедрах. Для всей Полинезии характерно очень бережное отношение к одкжде из тапы. Женщины носили передники из тапы порой только вечером. Это объясняется тем, что тапу нельзя стирать и ее необходимо оберегать от загрязнения. Мужчинам одеждой служил передник из тапы или циновки или набедренная повязка. Передники обычно доходили до колен, иногда спускались до самых ступней.

Полинезийцы любили украшения из птичьих перьев. В качестве украшения употреблялись часто живые цветы. Их носят в виде венков на голове, ожерелий вокруг шеи, в волосах, за ушами, в ушах и даже в носу. Одна из наиболее типичных черт полинезийской культуры – татуировка. У полинезийцев она имела значение не только украшения, она была связана с социальными и религиозными представлениями. Татуировке подвергались и юноши и девушки в период возмужания, после чего они получали право вступать в брак. Однако более полная татуировка, в отдельных случаях покрывавшая все тело, составляла особую привилегию, указывая на общественный ранг и заслуги.

Татуировщики составляли особую касту. Операция татуировки продолжалась несколько месяцев, в течение которых непрерывно устраивались празднества и угощения. Татуировщик получал подарки свиньями и циновками. Операция татуировки была иногда очень болезненна. Особенно татуировка губ, век и носа. Татуировка часто сопровождалась воспалением кожи, поэтому сразу покрывать большую поверхность кожи было опасно. Полную татуировку делали не сразу, а в течение многих лет.

Общественный строй полинезийцев до колонизации представлял собой ту стадию общественного развития, когда практически уже сложились классовые группировки: наследственная землевладельческая знать, затем – простой народ, состоящий из общинников-земледельцев и, наконец, рабы. Своеобразие процесса классообразования в Полинезии заключается прежде всего в отсутствии внешних влияний. У полинезийцев сложилась семейная община или большая семья. Это основная ячейка общественного строя. Она была и остается центром экономической жизни. Такая община состояла обычно из проживающих вместе трех-четырех поколений, происходящих по мужской линии от одного общего предка и в нее входило 30-50 человек. Земля была собственностью общины.

Несколько больших семей, живших поблизости друг от друга образовывали деревню или сельскую (территориальную) общину. Деревня или территориальная община имела свой орган управления, который представлял собой совет, в который входили все представители больших семей, их вожди или их главы.

Наиболее обособленную группу населения Полинезии составляли рабы. По происхождению это были военнопленные. Они считались стоящими вне общества, вне каст. Форма рабства в Полинезии уже вышла за рамки патриархального. Свободное население составляло не однородную массу. Отдельные роды и большие семьи обособлялись из числа остальных в качестве знатных, привилегированных.

Большинство ремесел считалось в Полинезии занятием уважаемым и почетным. Ремесленники объединялись в гильдии. Всякое производство имело свои образцовые типы, свои каноны. За соблюдением их следила гильдия. Плотники, лодкостроители, рыбаки и люди еще некоторых профессий пользовались большим почетом. Мастера других, менее уважаемых профессий занимали место наравне с земледельцами. Каждая гильдия представляла собой особую касту. Товарного хозяйства у полинезийцев не было. Господствовало именно ремесло, т.е. работа на заказ. Профессии были замкнутыми и наследственными, фактически кастовыми.

Господствующую касту на островах Полинезии составляли наследственные вожди и знать. По своему происхождению это были потомки родовой аристократии, отпрыски старших ветвей древних родов. По своему экономическому положению это была землевладельческая аристократия, которая держала в подчинении малоземельную и безземельную массу народа.

Рядовое свободное население составляло слой общинников-земледельцев. Он включал в себя две группы: членов земледельческих общин и безземельных. Мелкие общины платили вождям и главарям крупных и знатных общин подать, то есть. Отдавали часть урожая, изготовляли для них циновки и т.д. Безземельные исполняли ряд других обязанностей и находились в полной зависимости о тех общин, на землях которых селились.

Первобытные религиозные представления находились в Полинезии в стадии разложения, отмирания. Полинезия является не только классической страной табу, но и такой же классической страной маны.

Мана – это некая особая сила, пріносяўая удачу і счастье. Но обладалі ею далеко не все. Мана особенно выделяла вождей и благородных. Они обладали сильной маной и прилагали все усилия к тому, чтобы ее не утратить.

Вождь маори, будучи взят в плен, терял ману. Нарушение этикета при разговоре с вождем наносило ущерб именно мане вождя. Жрец не смел садиться в той части дома, где сидели женщины, иначе он терял часть своей маны. Племя, побежденное врагами, теряло часть своей маны. Рабы же вообще считались лишенными маны. Наиболее яркая и определенная функция маны – ее социальная функция. Идея маны освящался и оправдывала социальную дифференциацию.

Точно так же табу является понятием строго социальным. Само слово табу чисто полинезийское, оно было впервые привезено из Полинезии Куком, а впоследствии вошло в качестве научного термина во все европейские языки. Силой табу обладали только вожди и благородные. Сама личность вождя была предметом табу. Табу передавалось простым прикосновением, причем человек высшего сословия мог наложить табу на любую вещь, а люди низшего сословия не только теряли на нее всякое право, но даже не смели к ней прикоснуться.

На всех островах Полинезии власть вождей облекалась священным ореолом. Вожди были не только предметом табуации, но и предметом культа. Другая категория священных лиц – это профессиональные жрецы.

Загробный мир по представлениям полинезийцев был копией земного. Посмертная судьба души определялась рангом человека при жизни. На Маркизских островах существовала вера в то, что души простых людей живут после смерти в подводном царстве, а души вождей – на небе. По другому верованию, души простого народа поедаются богами и погибают, а остаются жить только души жрецов и членов общества ареоле. На Тонга считали, что посмертное существование вообще составляет привилегию аристократии, тогда как души простых людей погибают сразу же после смерти.

Погребальные обряды. В погребальных обрядах полинезийцев сказывается островной, океанический тип всей культуры и сохранились смутные воспоминания об их морских переселениях. На Самоа практиковалось отправление тела умершего на лодке в море. Можно думать, что отправление трупа в лодке в открытое море есть обычай, возникший в эпоху морских переселений и связанный с воспоминаниями о стране предков, покойники как бы отправлялись на свою старую родину.

В Полинезии преобладали три формы погребения: зарывание в землю, бальзамирование с положением в склеп, и водяное погребение. Почти везде резко различались два ритуала: один для вождей и знати и другой для простых смертных. Это связано с представлениями о двух разных мирах душ. На Таити, например, рядовых общинников хоронили в земле в сидячем положении без особых церемоний. Тела благородных мумифицировались.

Для высокого уровня развития полинезийской религии характерно наличие пантеона великих богов. Этим она резко отличается от религии меланезийцев, знавшей только духов, но не богов. Полинезийский пантеон был неодинаков на разных архипелагах, но имена наиболее крупных повторяются чуть ли не по всей Полинезии. Наиболее распространены четыре имени великих богов: Тане, Ту, Ронго и Тангароа. Тане – это по преимуществу солнечный бог, в то же время олицетворение мужского начала, бог-оплодотворитель, бог-творец. Ту – бог войны. Ронго – бог дождя, земледелия, жатвы. Наиболее интересен и разнолик образ Тганроа, распространенный почти повсеместно. Он – создатель земли и людей, на Маркизских островах – бог моря и рыб.

Народы Микронезии

Микронезия, что означает с греческого «маленькие острова» включает в себя: Марианские острова, Палау и Яп, Каролинские, Маршалловы, острова Гилберта. В Микронезии можно насчитать свыше полутора тысяч островов, из них заселены 80. Острова Микронезии делятся по своему происхождению и строению на коралловые и вулканические. К числу коралловых принадлежат все острова Гилберта и Маршалловы. К числу вулканических – все Марианские. В группах Каролинских и Палау коралловые острова имеют маленькую площадь, вулканические – большую.

Коренные жители Микронезии по языку входят в большую группу малайско-полинезийских народов. Длительная самостоятельная история микронезийских групп населения привела к появлению специфических черт в их культуре. В этом плане отчетливо разграничиваются с одной стороны, западная Микронезия (острова Марианские, Палау, Яп), с другой – восточная (острова Маршалловы и Гилберта). В восточной Микронезии нет вулканических островов и, следовательно, нет камня, поэтому орудия изготовлялись из раковин, в то время как в западной Микронезии каменные орудия были широко распространены. В культуре восточное Микронезии преобладали полинезийские элементы, в западной – индонезийские. Каролинские острова составляли в этом отношении промежуточную группу.

Отмечаются следы и более позднего собственно индонезийского влияния: возделывание риса на Марианских островах, гончарство, которое было известно только на Палау и Япе, стрелометательная трубка, встречавшаяся только на Палау. В восточной Микронезии нет и не могло быть позднего индонезийского влияния.

Позднейшая история по разному складывалась в различных местах Микронезии. Восточная Микронезия стала объектом колониальных захватов позже. Население ее меньше пострадало, но его прирост практически прекратился. Культура коренных жителей Марианских островов полностью разрушена., население вымерло. Современные чаморро произошли от смешения переселенцев с других островов Микронезии с потомками испанцев, филиппинцев, японцев и др.

Все ранние писатели и путешественники описывают чаморро как людей высокого роста и атлетического сложения, с некоторой склонностью к полноте. Путешественники много говорят о большой физической силе мужчин чаморро, отмечают также добродушие в быту, гостеприимство и т.д. Это был народ, имеющий развитую культуру. Они возделывали рис, изготовляли глиняную посуду, широко был развит обмен. Единицей обмена были изделия из раковин. Основным занятием было земледелие. Орудием обработки земли служила палка с заостренным концом. Рис был основным источником пропитания. Питались также ямсом. Бананами, кокосовыми орехами, плодами хлебного дерева. В пищу шла рыба, мясо черепах, летучих мышей, разных птиц. Женщины не занимались полевыми работами, а проводили время за плетением циновок, корзин, изготовлением других хозяйственных предметов из пальмовых листьев. Они следили за детьми, собирали коренья, ловили сетями рыбу, изготовляли глиняную посуду, кокосовое масло, готовили пищу. Мужчины работали на полях, ловили сетями рыбу, строили дома и лодки, на них лежала вся ремесленная работа по дереву и камню.

Лука и стрел у чаморро не было. Не было также и мечей и щитов. Главным оружием служило копье с наконечником из человеческой кости. Войны были редки и не кровопролитны. В море выходили на двойных лодках с парусами треугольной формы.

Одежда почти отсутствовала. В большинстве случаев ограничивались поясами из волокон. Во время дождя и на праздниках употреблялась одежда, сшитая из листьев пандануса и такие же шлемы, но ни покрой, ни вид их не известны, так как образцов не сохранилось. Употреблялись украшения из черепаховых подвесок и раковин. Татуировка отсутствовала, в отличие от Полинезии. Зубы красили в черный цвет.

Чаморро жили деревнями и хуторами близ своих полей. Простой народ строил себе хижины из листьев, а знатные – дома на столбах или на сваях каменной кладки. Такие столбы до сих пор сохранились на некоторых островах. Высота таких столбов – около 4 метров, колонна заканчивается вверху массивным полушарием в 2 м в поперечнике. Колонны сделаны из смеси песка с известью. Стоят колонны по два ряда по 6 колонн в каждом ряду и так симметрично, что составляют как бы улицу. Прочность их удивительна, ни одна из них не упала. Видимо, это остатки своего рода свайных построек, но сваи – каменные, результат приспособления микронезийцев к жизни на коралловых островах, где легче сделать каменную колонну, чем найти подходящую древесину. Подобные сооружения очень своеобразны и не имеют параллелей за пределами Микронезии. К сожалению, археологически сваи еще не изучались.

Все население чаморро делилось на три общественных слоя – матуа – высший слой, ачаот – средний и мангатчанг – низший слой. В руках матуа был контроль за производством и обменом на всех островах группы. Из их среды выходили воины, мореплаватели, строители лодок, торговцы. Браки между низшим и высшим классом были запрещены. Представитель низшего класса не мог быть воином, строителем лодок. Главным занятием его было земледелие. Им было запрещено приближаться к домам знати. Экономический строй чаморро остался совсем не изученным.

Женщины чаморро занимали очень высокое положение. В советах и судах они пользовались таким влиянием, что правление в суде находилось в их руках, а не в руках мужчин. В доме же владычество их было неограниченным. Практиковались женские собрания, на которые мужчин не допускали. Женщины приходили туда в лучших одеждах и исполняли различные песни и пляски. До брака девушки имели полную свободу. Им разрешалось посещать дома холостой молодежи. При сватаньи в качестве свата выступала мать. Улов от рыбной ловли отдавался жене, котрая распределяла его среди родственников. В случае неверности жены муж иногда выгонял ее из дому, но не имел права наказывать ее. Единственное, что он мог сделать, это вызвать соперника на поединок. Напротив, если муж нарушал супружескую верность, жена наказывала его жестоко. Узнав об этом, женщина немедленно передавал известие всем женщинам селения, которые, надев мужские шлемы, собирались в назначенном месте с дротиками в руках. В таком наряде они опустошали поля виновного, обрывали плоды с деревьев, разоряли жилище. Если муж не убрался заблаговременно, они нападали на него и преследовали, пока не выгонят на улицу. Бывало и так, что женщина оставляла свое жилище и уведомляла родственников, что не может жить с таким мужчиной, тогда родственники являлись к виновному и его счастье, если они оганичивались поломкой внутреннего убранства дома, а не разрушали сам дом. Дети всегда оставались при матери. По смерти мужа все его имущество переходило к жене. После смерти жены все ее имущество забирали родственники. Заботы о детях брал на себя кто-либо из родственников матери.

Среди чаморро были очень сильны традиции взаимопомощи. Если женщина нуждалась в каком-либо предмете, принадлежащем кому-либо из ее родственников. Она приходила, протягивала кружок из черепахового щита и говорила: «Я даю тебе такую-то вещь. Возьми ее взамен такой-то вещи, мне нужной». Отказывать было нельзя.

Религиозные верования состояли в основном в культе мертвых и предков. Год делился у них на 13 лунных месяцев. В море они ориентировались по звездам. Существовали знахарки с очень развитой специализацией, было известно употребление некоторых видов целебных трав. Чаморро имели развитый фольклор и музыку, но образцы до нас не дошли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: