Государственная власть и методы его осуществления

Государственная власть по своей сути является одной разновидностью социальной власти. Существует в обществе другие виды и формы социальной власти (муниципальная власть, корпоративная власть, партийная власть, религиозная власть, семейная власть и т.д.). Власть – способность и возможность одних лиц, подчинять своей воли других лиц. Власть – это определенные социальные отношения.

Признаки власти:

1. Любая власть всегда имеет именно социальный, общественный характер. Вне общества власть никакая существовать не может;

2. Власть это всегда отношение, которое возникает как минимум между двумя субъектами (властвующий и подвластный). Там, где существует только один субъект, власти нет и быть не может, так же как и не может быть отношения вообще. Субъекты должны находиться в социально неравном положении;

3. Любая социальная власть всегда носит объективно-субъективный характер. Любой вид социальной власти всегда определяется внутренними субъективными качествами властвующего и теми условиями социальной среды, которые дают возможность этим качествам быть реализованными;

4. Содержание любого вида социальной власти всегда составляют два элемента: воля и сила. Воля – это то, что проявляет властвующий и чему он подчиняет подвластного. А сила, это то, при помощи чего властвующий реализует свою волю. Чтобы власть была реализована нужна и воля и сила.

Эти признаки характерны для любого вида социальной власти.

Для государственной власти характерен ряд специфических черт и свойств, которые отличают государственную власть от всех других видов социальной власти:

1) Государственная власть всегда носит публичный характер.

2) Суверенный характер.

3) Универсальный характер. Распространяется на все сферы жизни общества, действует на всей территории государства, распространяется на всех лиц, которые находятся на этой территории, непрерывность осуществления. Функционирование государственной власти не может быть прекращено ни на какой промежуток времени;

4) Политический характер. Проявляется он в том, что её основное назначение – оказание организующего, упорядочивающего воздействия на общество. Существует дискуссия по поводу соотношения политического и государственного характера. Одни отождествляют политическую и государственную власть. Другие авторы говорят о том, что понятие государственной власти шире, чем политической. И государство при осуществлении власти реализует не только политические полномочия, но и властные. Понятие политическая власть является более широким, чем понятие власти государственной. Вне сферы политики государственная власть реализована быть не может. Но не любая политическая власть является властью государственной. Политическую власть могут осуществлять и негосударственные субъекты. Например, политические партии. Они являются субъектами политической власти, но не являются субъектами власти государственной.

5) Государственная власть носит легальный и легитимный характер. Государственная власть нелегальной быть не может. Это вызвано тем, что по сути дела, государственная власть легализует сама себя. Легитимность – признание власти народом, доверие власти со стороны общества. Государственная власть может быть в некоторых случаях нелегитимной. Если власть не пользуется доверием со стороны общества, если общество эту власть не признает, то власть нелегитимна;

6) Монополия на правотворчество и государственное принуждение. Монополия на правотворчество означает, что только государственная власть в лице её специально уполномоченных органов и должностных лиц может принимать нормативно-правовые акты как общеобязательные формально-определенные правила поведения общего характера. Никакие другие социальные структуры правом на правотворчество не обладает, за исключением тех случаев, когда государство такое право делегирует (например, органы местного самоуправления). Только государство может осуществлять государственное принуждение в его наиболее жестких, последовательных и системных формах. Никакие другие социальные субъекты таким монопольным правом не обладает. Только государство может лишить человека свободы и жизни.

Говоря о методах осуществления государственной власти, существует 2 основных метода осуществления государственной власти – убеждение и принуждение. Убеждение – это такое воздействие на волю и сознание подвластного, которое имеет своей целью формирование у подвластного осознанной потребности следовать воле властвующего. Принуждение – оказание физического, психического или материального насилия на волю и сознание подвластного с целью заставить его следовать воле властвующего.

………………………………………………………………………………………………………………………………………….пропустил лекцию, балбес L 03.10.2011…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Типология государства (06.10.2011)

…………………………………………………………

Иные подходы:

Собственно юридический (правовой) подход к типологии государства.

Основы этого подхода были заложены еще Гегелем, но в дальнейшем этот подход получил развитие в трудах В.С. Нерсесянца и профессора Назарова. Собственно юридический подход связывает тип государства со степенью правовой свободы личности. Исходя из этого критерия можно выделить такие типы государства как:

Ø Деспотические государства. Свободен только один (правитель), все остальные несвободны;

Ø Античные государства. Свободны немногие (граждане полисов);

Ø Сословные государства. Свободны некоторые (представители привилегированных сословий;

Ø Социальные государства. Свободны все.

Что есть такое социальное государство?

Т ип государства определяется по отношению этого государства к религии (Морозова):

Ø Теократическое государство. Господство одной религии, которая признаётся государственной. Возможны гонения на представителей другой религии. При этом происходит сращивание государственной и религиозной власти и либо глава государства совмещает должность главы религиозного лидера, либо власть светская подчиняется власти духовной. Например, Ватикан, Исламская республика Иран, Саудовская Аравия;

Ø Клерикальное государство. Допуск нескольких религий, но при этом одна из религий признаётся государственной. Государство передаёт церкви выполнение ряда своих государственных функций. В частности, функций в сфере регистрации актов гражданского состояния. Например, Великобритания;

Ø Светское государство. Государство, в котором церковь отделена от государства, а школа отделена от церкви. Отсутствует государственная религия, признается религиозный плюрализм. Церковь наделяется статусом юридического лица и является собственником принадлежащего ей имущества. Большинство современных государств провозглашают себя как светские (ФРГ, США, Франция и т.д.);

Ø Атеистическое государство. Государство, в котором отрицается свобода вероисповедания, существует запрет на религию, запрет на отправление религиозных культов, возможны гонения на церковных служителей. Церковь лишена статус юридического лица и она не является собственником церковного имущества (Советский Союз с 1917 года по 1942 год).

Исторический подход: древнейшие, древние, античные, средневековые, новые и новейшие государства.

В начале 90х годов востребована была типология, которая проводилась от степени стратификации общества:

Ø Доклассовые государства (государства военной демократии);

Ø Классовые государства;

Ø Социальные государства (стираются грани между классами, существует единое общество).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: